Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Мать и ребенок

Приведем такие примеры: «Моя мать оставила меня в коляске на вокзале. Говорят, что люди отнесли меня в милицию, потом в Дом ребенка. Воспитывался я в детском доме, мне там нравилось, но я все время ждал, что придет мама и возьмет меня домой: Но она не шла. Теперь я редко думаю о той женщине, которая меня родила и бросила. Больше думаю о воспитателях, о детдоме, о друзьях. А о матери чего думать? Ведь она-то обо мне и не вспомнила, а мне скоро 17 лет».

«Не знаю и знать не хочу своей матери. Во мне обида на всю жизнь. И не верю я никому», – так написали в своих сочинениях на свободную тему ученики десятого «А» класса школы № 197 при воспитательно-трудовой колонии города Колпино, – дети, которых в свое время бросили матери. Они сохраняют обиду на всю жизнь».

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Чем, какими средствами мать завоевывает любовь ребенка, почему мать становится для него самым дорогим существом? Многие авторы утверждают, что это прежде всего любовь к ребенку и... всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. Такая любовь не позволит препоручить ребенка кому-то, «вытолкать» к соседям или на улицу, чтобы не мешал, отправить на все лето, чтобы дать себе передышку. Конечно, матери нужен отдых и особого вреда ребенку не принесет его недолгое отсутствие в семье, но лишь при одном условии: те неуловимые узы, которые связывают ребенка с матерью, сохраняются, и ребенок их хорошо чувствует: мать не просто отправляет его в лагерь, но уверена, что свежий воздух, хороший коллектив, интересные занятия необходимы сыну. Оставив на кого-то ребенка, мать все время о нем беспокоится, помнит и при малейшей возможности «мчится», чтобы его повидать. Известный исследователь детства профессор Е. А. Аркин писал: «...необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка».

Что же касается тех конкретных путей, которые приводят к росту и укреплению взаимного чувства любви матери и ребенка, то на этом вопросе мы остановимся более подробно. Прежде всего мать удовлетворяет основные органические потребности младенца – в кислороде, сосании и раздражителях. В первое время дыхание ребенка очень несовершенно и потому, когда мать тормошит ребенка, перекладывает его, держит в вертикальном положении, она тем самым помогает ему получить необходимое количество кислорода. Что же касается потребности в раздражителях, то особенно важны на ранних этапах развития ребенка контактные раздражители. Именно в контактных воздействиях (мать поглаживает младенца, шлепает его, прикасается к нему теплыми руками, прижимает его к себе, купает) рождается первая связь между ребенком и взрослым. И оказывается, что первенствующее значение в развитии любви младенцев к матери принадлежит разнообразным контактам с мягким и теплым телом. Это положение было экспериментально проверено на животных. Детенышей макак-резусов отнимали от родителей через несколько часов после рождения и одной группе давали суррогатную «мать» – деревянный цилиндр, обтянутый мягкой тканью, с вставленным внутри рожком с молоком; другой группе – проволочный каркас в форме цилиндра с таким же рожком внутри. Оказалось, что детеныши проявляли большую привязанность к мягкой искусственной «матери», чем к сделанной из проволочного каркаса. Присутствие «мягкой матери» освобождало детенышей от страха, позволяло им проявлять естественное для них любопытство по отношению к новым объектам, то есть они вели себя более спокойно.

А когда эти обезьяны выросли и сами обзавелись потомством, то оказалось, что они не могут воспитывать своих детенышей. Обезьяны были или равнодушны к ним или неудержимо злы: наказывали их, били, царапали. Но при этом те, кто имел в детстве «мягкую» маму, все-таки были менее жестоки и агрессивны, чем те, у которых мама была из проволочного каркаса. Авторы этого исследования делают вывод, что во многом поведение обезьян определяется системой тех контактов с родителями, которые они имели в детстве.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru