Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Роль контактных раздражителей

К сожалению, нет ясных данных о роли контактных раздражителей в развитии психики младенцев. Однако, можно думать, что, притрагиваясь к ребенку, укачивая его, тормоша, нянча, лаская, поглаживая, мать дает ему необходимые тепловые, осязательные и другие контактные раздражители, без которых его развитие замедляется. Замечено, что если ребенок не получает таких раздражителей, то он как бы компенсирует их недостаток такими автоматическими движениями, как перекатывание головы по подушке, раскачивание тела, удары головой о стенки кроватки и т. д.

Третья из существенных потребностей ребенка, которую может удовлетворить только мать, – это потребность в сосании. Обычно традиционно считается, что сосание направлено лишь на удовлетворение потребности ребенка в пище.. Но некоторые исследователи утверждают, что у детей есть потребность в сосании, не связанная с чувством голода. Так, если детей кормить с интервалом в четыре часа, то они более беспокойны, но не столько от голода, сколько от недостаточного упражнения в сосании. Если же промежутки между кормлениями уменьшить до трех часов и при этом давать за сутки такое же количество пищи, как и при питании с четырехчасовыми интервалами, то дети ведут себя гораздо спокойнее. Хорошо известно, что если детей кормят из бутылки с большим отверстием в соске или у матери слабый сосок, и поэтому дети быстро насыщаются, то в таких случаях у них развивается привычка сосать палец, кусочек пеленки, игрушки и другие предметы. Наверное, для удовлетворения потребности детей в сосании люди и придумали соски-успокоители.

Некоторые ученые предполагают, что акт сосания на ранних этапах развития ребенка выступает в роли ощупывания, исследования объекта. Присмотритесь, как маленькие дети берут в рот все, что им попадается под руку, сосут или просто подносят ко рту. Возможно, это происходит потому, что ротовая полость – губы, язык, небо, десны – наиболее чувствительный аппарат, выполняющий в раннем детстве и функцию сосания. Поэтому привычка детей пробовать вещи на вкус объясняется этой способностью ротовой полости ощупывать, осязать предмет лучше, чем рука. Кроме того (и это является, вероятно, самым существенным), переживания маленького ребенка, возникающие при акте сосания, важны не только для правильного питания, они являются решающими в развитии близких родственных отношений с матерью и основным источником положительных эмоциональных ощущений.

Итак, мы установили, что эмоциональная сфера ребенка на ранних этапах развития непосредственно связана с его потребностями – органическими в первую очередь и с зарождающимися духовными. В удовлетворении этих потребностей решающая роль принадлежит матери и окружающим близким. В процессе удовлетворения потребностей и возникает та близость между ребенком и матерью, которая во многом будет направлять дальнейшее психическое развитие ребенка и определять характер его взаимоотношений с близкими. Именно в первых контактах с матерью и формируются чувства привязанности, любви к близким, а потом и стремление заботиться о них, то есть то, что мы так хотим видеть во взрослеющих детях.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru