Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Уже самый маленький ребенок страдает, радуется боится

Но вот ваш малыш уже выпростался из пеленок, ему нужны движения, свобода, и как бы вы ни заматывали ему руки, он все равно их вытащит, он уже хочет сидеть, ползать, а там, не успеешь оглянуться, как он уже стоит в кроватке, крепко держась за перила. Вот он уже преодолевает расстояние от одного угла кроватки к другому, поднимает ногу и, подтянувшись, пытается выбраться на простор. Наступило время переселить его в манеж – там больше места, безопаснее, туда можно положить много игрушек. Манеж спасет мать и ребенка на тот, пожалуй, самый трудный для матери период, когда ребенок уже меньше спит, когда для него насущной становится потребность в движениях. Но через некоторое время ребенок уже и в манеже сидеть не хочет. Он или хнычет, капризничает, или спокойно и деловито, пыхтя от напряжения, пытается вылезть из манежа. И, конечно, мы вынуждены его выпускать. Он ползает по ковру, а потом впервые самостоятельно преодолевает пока еще полуметровое пространство между мамиными и папиными руками. «Наш малыш уже ходит!» – с гордостью и радостью сообщаете вы эту новость всем родным и знакомым. И вот тут начинается... То он залез между тумбочкой и шкафом, и нужно бежать к нему на помощь, то вдруг он начинает носиться из одной комнаты в другую, из комнаты в кухню – и не остановишь, не удержишь. Хорошо, если в своих странствованиях по квартире ребенок ограничится игрушками, какими-то более или менее безобидными вещами вроде губной помады или зубного порошка. А если это лекарство, опасное в больших дозах, стиральный порошок, каустическая сода, уксус? Мы даже не предполагаем, что может стать предметом глубокой заинтересованности ребенка.

Медикам известны буквально трагические исходы халатности, непредусмотрительности родителей. В клинику поступают дети в очень тяжелом состоянии: они съели слишком много витаминов, таблеток от головной боли, стирального порошка, напились уксуса и т. д. А как опасны ожоги! Ребенок может опрокинуть на себя сковородку с кипящим жиром, прыгнуть со стула в стоящую на полу и только что снятую с плиты выварку с бельем, схватить горячую кастрюлю...

Желание ребенка все взять в рот, попробовать на вкус объясняется вовсе не его непослушанием, избалованностью, а естественным развитием его осязательных функций: ротовая полость ребенка очень чувствительна и в большей мере, чем рука, является средством познания предметов. Вот почему дети все тянут в рот. Наверное, сам процесс осязания доставляет ребенку положительные эмоции.

Буквально трагическими последствиями может обернуться также появляющаяся у ребенка потребность в движениях. И перед нами проблема, как поступить: все с глаз долой или запрещать, наказывать, уговаривать, убеждать. Многие родители идут самым простым путем – запрета: «это нельзя брать», «это не трогай», «не бери», «не снимай», «не тащи в рот», а через некоторое время: «Ну что за непослушный ребенок!» «Сколько раз говорила: не бери». Но давайте разберемся в сущности поведения ребенка. Наверное, его стремление брать, трогать, передвигать, пробовать на вкус вызвано вовсе не желанием делать «на зло» или упрямством, глупым и настойчивым непослушанием. Такое поведение свойственно всем детям.

Желание все исследовать ребенок проявляет довольно настойчиво, как бы вы ни сдерживали его. Попробуйте отнять у ребенка флакон с духами, который он обнаружил на туалетном столике и с интересом рассматривает, стучит им об пол, потом о стенку, открывает пробку, нюхает, выливает на себя, – и вы услышите его крик.

Стремление ребенка к познанию, исследованию объектов подкрепляется эмоцией удовольствия и потому требует удовлетворения. Кроме того, необходимость такого познания действительности связана с развивающимися физиологическими процессами, протекающими в коре головного мозга. Наверное, эмоции «включаются» в поведение и становятся «градусником» состояния ребенка тогда, когда те или иные структурные компоненты психики как бы выпячиваются, выступают на передний план, обусловливают дальнейшее психическое развитие. Вот тогда эмоции и усиливают их. На разных этапах развития эти компоненты различны. Мы их рассмотрим по мере того, как будем анализировать процесс формирования эмоциональной сферы ребенка. В раннем же возрасте преобладает важнейшая духовная потребность ребенка – потребность во впечатлениях. Поэтому ребенок рассматривает, ощупывает, пробует на вкус все те предметы, с которыми он сталкивается, особенно в первый раз. «Среди всех первичных потребностей ведущей для психического развития ребенка является потребность в новых впечатлениях», – пишет доктор психологических наук Л. И. Божович.

Психологическое значение этой потребности в том, что она – база развития других социальных потребностей, основа психического развития ребенка, так как в дальнейшем перерастет в потребность познавательную.

Эта потребность обладает такими важными качествами: во-первых, потребность во впечатлениях, в отличие от органических потребностей, как бы не насыщаема, потому что чем больше ребенок получает впечатлений, тем больше у него развивается потребность в их получении, и во-вторых, потребность во впечатлениях, перерастающая затем в познавательную потребность, обеспечивает общее психическое развитие ребенка, которое немыслимо вне обучения, вне освоения опыта, накопленного человечеством. Потребность во впечатлениях связана с положительными эмоциями: ребенок получает удовольствие, испытывает радость от того, что узнает что-то новое, что он познакомился с чем-то неизвестным. Вот почему дети этого возраста с таким удовольствием слушают сказку, настойчиво просят родителей почитать им, с наслаждением рассматривают рисунки в книге, умоляют: «Купи!», «И эту купи!», «И вот эту!», «И эту хочу!». Итак, потребность во впечатлениях рождает положительные эмоции, ту радость познания, на основе которой формируются в будущем интеллектуальные чувства, являющиеся по своей сущности возбудителями творчества. Это, так сказать, психологическая сторона дела, но развитие потребности во впечатлениях обеспечивает, оказывается, и формирование структур головного мозга.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru