Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Пища для нервной системы

Исследованиями физиологов установлено, что многие структуры мозга формируются прижизненно. Чтобы это стало понятным, позволим себе напомнить некоторые положения школьного курса анатомии о строении нервной системы. То, что деятельность нервной системы – физиологическая основа нашей психики, известно каждому. Нервная клетка отличается от других клеток тела прежде всего тем, что она имеет отростки – проводящие пути, благодаря которым возбуждение, возникшее в органе чувств, передается от одной нервной клетки к другой в кору головного мозга, а затем вновь возвращается к соответствующему органу чувств. По сути, вся наша сложнейшая психическая деятельность осуществляется благодаря процессам возбуждения и торможения, протекающим в коре головного мозга.

Ребенок, рождаясь, не имеет развитой нервной системы: многие нервные клетки находятся в зачаточном состоянии, проводящие пути не сформированы (они еще не покрыты особой оболочкой, имеющей свойства своего рода изоляционного материала), очень слабо представлен процесс торможения. Лишь к концу дошкольного возраста нервная система относительно оформляется. И это ее оформление – формирование нервных клеток, проводящих путей, процесса торможения – возможно лишь в условиях упражнений, тренировок, то есть деятельного состояния нервной системы, когда ребенок получает соответствующие раздражители. Ведь любой орган живого существа будет функционировать только тогда, когда он получает для себя соответствующую «пищу». Для нервной системы «пища» – это самые разнообразные раздражители, с которыми ребенок сталкивается. И естественно, что если мы создаем такой приток новых раздражителей или в каких-то новых сочетаниях подаем старые, мы тем самым упражняем нервную систему, активизируем ее деятельность, то есть способствуем ее формированию. Вот почему ребенок просит, кричит, требует игрушек, впечатлений, рассказов, чтения, разговоров с ним. Если же такая потребность не удовлетворяется, у ребенка возникает так называемый сенсорный голод – голод на впечатления.

Ребенок в состоянии сенсорного голода беспокоен, капризничает, становится непослушным, упрямым, своевольным, легко впадает в состояние аффекта. Раньше это называли дефицитом воспитания, и многие ученые уже давно подчеркивали опасность для психического развития ребенка подобных дефицитов. Так, профессор Н. М. Щелованов считает, что дефицит воспитания даже при самом тщательном питании детей и уходе за ними приводит к задержке их развития в двигательном, умственном и даже физическом отношениях, что при «дефиците воспитания резко возрастает детская смертность».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru