Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Игрушки, книги, карандаши

Английский психолог Т. Бауэр в своей книге «Психическое развитие младенца» на огромном экспериментальном материале доказывает важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Он пишет: «Младенчество, по моему убеждению, является решающим периодом познавательного развития – в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго».

Итак, исследованиями установлено, что познание ребенком окружающих его объектов является для него насущной потребностью, удовлетворение которой рождает чувство радости, а неудовлетворение – сенсорный голод.

Игрушки, книги, карандаши – все это помогает ребенку получать положительные эмоции, поскольку является средством удовлетворения потребности во впечатлениях. И потому, если ребенок просит купить ему игрушку, купите. Конечно, речь идет не о том, чтобы завалить дом машинами, куклами, пистолетами, и не о том, чтобы приучить ребенка кричать на весь магазин, требуя очередной игрушки. Вовсе не обязательны частые походы в игрушечный магазин, а если они и планируются, то каждый раз следует сказать ребенку: «Зайдем сегодня в универмаг, тебе нужны краски, и еще я обещала купить того зайчика, что в прошлый раз тебе так понравился. Но тогда у меня не было денег, а сегодня я могу его купить». И если ребенку, кроме зайчика, захочется еще и львенка, то можно спокойно убедить малыша, что львенка вы купите или в другой раз, или вообще не купите, потому что стоит он очень дорого. И при этом, конечно, не нужно «отдирать» ребенка от прилавка, кричать на него или отвлекать обещаниями: «Дома я тебе дам и то, и то, только уйдем от этих игрушек».

Не надейтесь, что ребенок забудет ваши слова. Он непременно вспомнит, и если вы не выполните обещания, то рев дома будет еще сильнее, а вместе с ним зародится первое недоверие к вам. Скажите спокойно: «Сейчас купить не могу, потерпим», и малыш поймет. Но ситуаций «не куплю» все-таки должно быть не очень много, потому что ребенку игрушки необходимы. Не будем подробно останавливаться на их роли в развитии ребенка. Ясно, что игрушки должны быть разнообразными, соответствовать возрасту ребенка и его интересам, способствовать его развитию, не быть пугающими, устрашающими ни по внешнему виду, ни по звуковому оформлению. Естественно, рычащий, дребезжащий трактор лучше не покупать двухлетнему малышу, стоит воздержаться и от покупки пугающего и взрослых автомата, который трещит почти как настоящий. А вот пушистый, приятной расцветки тигренок или котенок – это как раз то, что понравится малышу.

Следует учесть и то обстоятельство, что игрушки, книги и прочие средства удовлетворения потребности ребенка в познании специфически направляют развитие ребенка. Многие думают поэтому, что девочкам надо покупать куклы, одежду для кукол, посуду, мебель, коляски и прочие «атрибуты» сугубо женских интересов, а молотки, наборы инструментов, строительные кубики, конструкторы – только мальчикам. Однако ученые считают, что такая направленная «специализация» в наше время отрицательно сказывается на формировании поведения мальчиков и девочек. Теперь в большинстве семей мужчины справляются с чисто женской работой, а женщины выполняют производственные операции не хуже мужчин. Вот почему не следует разграничивать интересы мальчиков и девочек.

Пусть и мальчик в раннем детстве пеленает кукол, готовит им «обед», «кормит семью», моет посуду – все это будет стимулировать у него интерес к такой деятельности, а если в дальнейшем мы приучим мальчика во всем нам помогать по хозяйству, то это будет способствовать прочности семьи, которую он создаст.

В такой же мере и девочки, с детства овладев навыками обращения с различными инструментами, элементами конструирования, с большим успехом будут усваивать и те точные науки – физику и математику, которые испокон веков легче давались мальчикам. Итак, покупая игрушки, не будем «разбираться», девочка у нас или мальчик, будем и девочек, и мальчиков вовлекать в общие игры, в одинаковой мере развивая этим и «женскую», и «мужскую» направленность и специфику интересов.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru