Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Отрицательные эмоции и страхи ребенка

Однако процесс общения ребенка с предметным миром вызывает не только положительные эмоции, но и отрицательные, и в первую очередь страх. Вспомните: уже первоначальные эмоциональные реакции младенца напоминают страх, когда он слышит резкий и громкий звук или когда его лишают «точки опоры». По мере того как ребенок начинает сам овладевать предметами, познавать их, возможность возникновения уже четко выраженной эмоции страха резко возрастает. Ребенок может испугаться нового предмета, чего-то необычного, чего-то очень большого, неизвестного, непонятного, возникшего неожиданно. Так, описаны случаи, когда ребенок закричал, увидев на стене у своей кроватки большой ярко-красный ковер. Родители думали обрадовать ребенка новинкой, а реакция оказалась противоположной. Отец одного мальчика спрятался и, предполагая насмешить ребенка, неожиданно предстал перед ним в огромной шляпе. И вновь испуг. Ребенок может испугаться, если вдруг громко залает собака, зашипит и вздыбится шерстью кошка, резко хлопнет форточка, зазвенит неожиданно звонок. Мы иногда не можем и представить того, что может вызвать у него чувство страха. Но более или менее точно известно, что человек не имеет врожденного страха перед темнотой, перед пресмыкающимися, перед дикими зверями. Такие страхи носят условно-рефлекторный характер и возникают, естественно, лишь при определенных обстоятельствах, в которых пугающий объект сочетается с определенными условиями.

Но отсутствие врожденного страха, так сказать, исходное состояние, к сожалению, сохраняется далеко не у всех детей. Мы, родители, очень часто сами бываем виноваты в том, что у ребенка появляется чувство страха. Мы говорим ему «страшным» голосом: «Ой, ой, не подходи к собаке – укусит». Или требуем: «Сейчас же уведите свою собаку: не видите – ребенок!» Внушаем: «Змеи, лягушки – это страшно и противно, они скользкие, гадкие!» Или: «Ой, боюсь, таракан», – визжим мы и в панике бросаемся из кухни, а вслед за нами с воплем бежит ребенок. Родители при ребенке с волнением обсуждают вопрос о том, с кем его оставить, когда дома никого не будет, и мать отводит шестилетнюю девочку к соседке или «тащит» ее за собой, опасаясь оставить одну в квартире. И ребенок начинает бояться: он боится лягушек, тараканов, змей, ящериц, собак, мышей, крыс, даже кошек, боится один остаться в квартире.

Очень многие страхи у детей вызваны резкими звуками, неожиданным появлением объекта, но еще больше они связаны с ощущением боли. Как часто матерям приходится успокаивать малыша, когда надо посетить кабинет врача или ребенок просто увидит человека в белом халате! И все потому, что белый халат ассоциируется с болью: ребенку пришлось какое-то время быть в больнице, ему делали укол, операцию, причинили боль в стоматологическом кабинете.

Какой же выход? Устранить в доме все шумы? Ходить на цыпочках, выключить радио, телевизор, разговаривать шепотом, не делать ребенку прививок и вообще не показывать его врачам? Конечно, никто к этому не призывает. Речь идет лишь о том, чтобы по возможности устранить все, что может вызвать у ребенка страх, в какой-то мере предусмотреть ситуации, в которых ребенок может испугаться, не навязывать ему страхи. А это вполне под силу любой семье. Прежде, чем пойти к врачу, внушите ребенку, что укол совсем не страшен и что вы спокойно в свое время переносили эту процедуру. Продемонстрируйте на куклах действия врача, поиграйте с ребенком в больницу, то есть подготовьте ребенка. Уже это одно может значительно улучшить его состояние, снять волнение, неожиданность болевого ощущения. В стоматологический кабинет надо вести ребенка не тогда, когда это уже крайне необходимо и ребенок стонет от боли, а значительно раньше, когда уже возникла необходимость лечения, но боли еще ребенок не испытывает. Что же касается резких и неожиданных звуков, которые тоже могут вызвать у ребенка реакцию страха, то по возможности в доме надо устранить такие пугающие предметы. Естественно, что крики, повышенный тон во взаимоотношениях между близкими ни в коей мере не способствуют спокойствию ребенка. Вы, наверное, не раз замечали, как ребенок вздрагивает, если вы громко крикнете, но еще больше он испугается, если в его присутствии вы станете кричать друг на друга.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru