Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Чувство гнева и его производные – капризы, упрямство

На подступах к трехлетнему возрасту ребенок вдруг обнаруживает такие формы поведения, что мы всерьез начинаем подумывать о том, справимся ли мы с ним вообще. «Если он сейчас такое «выделывает», то что будет дальше?» – волнуемся мы и еще суровее смотрим на сына, еще более строги к нему, стараемся ничего не пропустить – на каждом шагу замечания, по любому " поводу наставления, а если не помогает, то и шлепнуть можно. «А как же иначе? Своевольничает, настаивает на своем, хочет только по-своему, требует «я сам». Значит, надо быть начеку, надо вовремя удержать» оправдываем мы себя.

Действительно, с первыми серьезными трудностями в воспитании ребенка мы встречаемся именно в этот, идущий к трем годам возрастной период. До этого времени наш сын был просто «золото» – послушный, милый, ласковый ребенок. Если и заплачет, так покажешь ему игрушку или поднимешь к окну, чтобы посмотрел на проезжающие мимо машины, и этого достаточно, чтобы он успокоился, замолчал. Хочет он чего-то невозможного, кричит, требует, но стоит дать конфету, и неизвестно, куда девались слезы. А теперь – уж если чего-то хочет, так непременно дай, и не успокоится, пока не получит свое, если требует, так топает ногами, кричит на весь дом, падает на пол. А на лице просто ярость. И уже не отвлечешь, не обманешь. А это: «Я сам!» Все теперь хочет делать сам, во всем пробует свои силы, а если не позволяешь – вновь крик, слезы. Папы и мамы волнуются, недоумевают, обвиняют близких. «Это вы его разбаловали – чаще всего упрекают родители бабушек и дедушек. – Все ему позволяете, все за него делаете, идете у него на поводу, вот он и стал таким». А если нет бабушек и дедушек, то «вина» перекладывается на отца или мать в зависимости от того, кто проявляет большую мягкость.

Очень часто в семьях именно на этом этапе развития ребенка частыми бывают разногласия и даже ссоры по поводу его воспитания. Родители, несомненно, замечают, что с ребенком происходит что-то неладное, он очень изменился, стал активным, упрямым, капризным, настаивает, требует. И вот тогда родители стремятся найти виновного.

А дело здесь вовсе не в том, что кто-то в чем-то виноват, что кто-то более ласков, а кто-то строг, значит, и более прав.

Все намного сложнее. Воспитание потому и называют искусством, что оно требует творчества, учета условий – самых разнообразных, понимания «материала» и того, насколько этот «материал» может быть податливым и как лучше, каким «инструментом» на него воздействовать. В одном случае только возмущение родителей даст возможность ребенку понять всю неблаговидность его поступка, в другом – можно что-то пропустить, сделать вид, что и не заметили, в третьем – пристыдить, в четвертом – наказать. Возьмем для примера простую ситуацию: ребенок расшалился. Для одного ребенка достаточно лишь негодующего взгляда матери, чтобы он тотчас же успокоился, на другого приходится покричать, и только тогда он на какое-то время притихнет, третий поймет свою вину лишь после того, как минут пятнадцать постоит в углу. Следует помнить, что ребенку просто необходимо побегать, покричать. Но мама в этот момент занята захватывающе интересным разговором с соседкой о том, как приготовить в домашних условиях пражский торт.

А дети затеяли игру в собак: надели на руки и ноги мамины перчатки, на головы повязали нечто свисающее и напоминающее собачьи уши и носятся на четвереньках по квартире, громко при этом рыча и лая. Маме очень хочется поточнее записать рецепт, но разве тут что-то услышишь в шуме «собачьего лая» и беготни. И мама успокаивает, усаживает, наказывает сына. Конечно, ребенка надо учить уважать окружающих людей, считаться с их желаниями. Но ведь и у него есть свои желания, ему совсем не интересны разговоры о том, сколько надо муки, яиц и сахара, чтобы получилось хорошее тесто. Для него сейчас игра в собак – самое интересное занятие. Так, может быть, предоставить детям возможность поиграть в эту игру, а уж когда они достаточно набегаются, когда им надоест лаять и рычать и захочется спокойно порисовать или посмотреть книги, вот тогда как раз и можно записать все рецепты, обсудить события дня?

Воспитывать сложно. И трудно нам бывает, и сердимся мы, и злимся, и сетуем на непослушных детей, хотя иногда и не мешает поставить себя на место ребенка, понять его. Но мы не делаем этого – иногда из-за своей лени, иногда из эгоизма, а иногда потому, что глубоко уверены в том, что ребенок должен жить в полном подчинении у нас, в строгости и порядке. А часто мы просто не знаем о тех закономерных процессах, соответственно которым развивается психика ребенка. Так, согласно научным данным, у ребенка к трем годам формируется самосознание (чувство «я») и первые проявления самостоятельности. Эта самостоятельность первоначально проявляется еще только в физических действиях: ребенок уже может сам одеваться, умываться, есть. Но эта тенденция все практические действия выполнять без помощи взрослых, действовать независимо от взрослых, преодолевать некоторые трудности четко выступает в поведении ребенка и его требовании «я сам!» «Я сама надену платье!» – буквально вырывает девочка из рук матери свою одежду и хотя надевает платье задом наперед, но надевает сама. «Я сам завяжу шнурки на ботинках», – настаивает малыш и сопит, пыхтит, прикладывая один шнурок к другому, но бантик все не получается. Такое стремление самостоятельно овладевать все новыми и новыми действиями – следствие формирования самосознания ребенка, то есть осознания своего «я» и своих возможностей.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru