Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Проявления самостоятельности

Постепенно ребенок начинает понимать, и, значит, осознавать, какие действия ему под силу, что он может выполнить полностью сам, а в чем он еще зависит от взрослого, где он может проявить независимость, а где надо поучиться у взрослого. И естественно, что если мать поймет ребенка, то это в дальнейшем поможет ей избежать конфликтов. «Ты хочешь сама поставить чашки на стол? Ставь, только бери по одной, так тебе будет удобнее и ничего не разобьется», – советует дочери мать, хотя и немного опасается за сервиз. «Ты хочешь стирать вместе со мной? Бери тазик. Вот твои трусики, платочки – стирай!» – поощряет мать стремление сына делать самостоятельно то, что делает она. Конечно, первые самостоятельные действия ребенка неуклюжи, неумелы: ребенок не может все выполнить так, как этому мы научились за свои 25 или 30 лет. Но навыки формируются постепенно, лишь в результате упражнений. И потому дадим ребенку возможность поупражняться, пусть он почувствует, что он сам может что-то сделать. Не будем возмущаться или сердиться по поводу того, что ребенок, учась самостоятельно есть на первых порах, половину супа разольет на стол или на свой передник, что вермишель вы обнаружите не только на полу и на столе, но даже на голове у ребенка, что, одеваясь, он натянет свитер наизнанку. Результат более существен – ребенок почувствует себя личностью, которая уже может что-то делать самостоятельно.

Вместе с такой самостоятельностью растут и желания ребенка: «я хочу» или «я не хочу», «я не буду» – уже заявляет нам малыш. И это естественная форма поведения, опять-таки связанная с формирующимся самосознанием: ребенок начинает осознавать свои желания. Но если на более ранних этапах особых расхождений между желаниями взрослых и ребенка не было, а если малыш хотел чего-то недозволенного или невозможного, взрослые легко могли переключить его внимание на другой объект, то постепенно желания ребенка становятся все более устойчивыми, и потому управлять ими все труднее и труднее. Вот почему многие психологи период в развитии ребенка от двух до трех лет называют критическим или периодом кризиса, так как на этом возрастном этапе в связи с формирующейся активностью и самостоятельностью ребенка впервые возникают противоречия между требованиями взрослого и желаниями ребенка. Отсюда и трудности воспитания – упрямство детей, негативизм, желание настоять на своем.

А если взрослый активно противодействует этому, то ребенок свой протест выражает в чувстве гнева – кричит, топает ногами, катается по полу и т. д. Специальные исследования, посвященные изучению чувства гнева у ребенка, свидетельствуют о том, что именно к этому возрастному периоду это чувство усиливается, становится устойчивым, ярко выраженным и чаще всего проявляется в контактах детей с окружающими – взрослыми и сверстниками. Именно чувство гнева и становится причиной всех тех отрицательных форм поведения ребенка, о которых мы говорили выше. Однако несмотря на то, что формирование активности и самостоятельности – общая тенденция в развитии детей этого возраста, далеко не все дети так активны в своих желаниях и так ярко проявляют свой гнев. Академик А. Н. Леонтьев писал: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может и не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а управляемым процессом – управляемым воспитанием».

В той же мере, в какой воспитание может предотвратить упрямство и капризы ребенка, оно так же может их стимулировать. И потому чаще всего трудности в воспитании ребенка этого возрастного периода возникают в силу того, что взрослые часто не замечают этой новой тенденции в психическом развитии ребенка – развивающейся самостоятельности, не могут осознать, что ребенок – это не бесформенная, мягкая масса, из которой мы можем лепить все, что угодно. В ребенке пробуждается его собственное «я», требующее активности, и потому, когда взрослые ограничивают самостоятельность ребенка, стремятся сохранить свой стиль отношений или стараются предусмотреть все желания ребенка и их выполнить, вот тогда и начинаются капризы: «Ну что вы, девочка такая еще маленькая, слабенькая, болеет часто, я ее сама покормлю, так будет лучше», – заявляет бабушка и начинается уговаривание, упрашивание съесть ложечку за маму, за папу, за бабушку, за кошечку и за собачку. «Разве можно, чтобы ребенок возился в воде? Нельзя ему позволять стирать, еще простудится». «Не можешь ты сам еще одеваться, будешь тут три часа возиться, а мне некогда». «Пол мыть тебе еще рано, только грязь размажешь» и так далее.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru