Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Откуда появляется «не хочу»?

Мы ограничиваем свободу ребенка, подавляем рождающуюся активность и самостоятельность, так как боимся, что ребенок не справится с работой или выполнит ее плохо, мы спешим и не имеем времени подождать, пока он медленно, своими неумелыми ручками сделает то, что мы делаем легко и быстро, мы опасаемся насморка, ангины, гриппа, мы просто ленимся подумать над тем, почему ребенок так сильно хочет делать что-то сам. И нам очень не нравится это: «я хочу», мы видим в нем раннее посягательство на наш непререкаемый авторитет, на нашу неограниченную власть над ребенком и нашу собственную свободу действий.

Так почему же появляется «не хочу»? Давайте разберемся в этом и выясним более детально, почему и при каких обстоятельствах у ребенка возникает чувство гнева и как следствие его – капризы, упрямство, негативизм. Вспомните: впервые гнев можно наблюдать у ребенка, когда ограничивают свободу его действий. Гнев это или просто чувство неудовольствия – трудно сказать, во всяком случае внешне заметно, что ребенок весь напрягается, лицо у него краснеет, сморщивается, а затем ребенок плачет и будет плакать до тех пор, пока мы не освободим его ручки или ножки. По мере того как ребенок развивается, его контакты с окружающими увеличиваются, сфера проявления чувства гнева тоже расширяется. К тому же двух- и трехлетний ребенок еще не умеет управлять своими чувствами: Сережа кричит, когда Коля выхватил у него машину; Саша спокойно стукнул Вову кубиком по голове, когда тот наступил ему на ногу; Марина визжит на весь дом, когда Оля, придя к ней в гости, вздумала без ее разрешения взять ту куклу, что сидит на подоконнике.

Чувство гнева у детей возникает в условиях общения и чаще всего при общем пользовании игрушками, книгами. Коля у Володи отнял зеленый паровоз, и хотя точно такой стоит тут же рядом, Коле нужен именно тог, что у Володи, и никакой другой. Оля хочет играть только вот этой куклой и никакая другая ее не заменит. Ребенок во гневе не только кричит, заливается слезами, он может ударить, вырвать из рук желаемое, несмотря на протест, крики и тоже слезы другого ребенка.

В такой же мере чувство гнева проявляется у детей этого возраста и во взаимоотношениях со взрослыми, но проявляется оно в форме капризов и упрямства. Ребенок отчетливо понимает, что если во взаимоотношениях со сверстниками он может пустить в ход кулаки, вырвать, выхватить желаемый предмет, то по отношению ко взрослому более действенно иное «оружие»: слезы, надутые губы, крик. И ребенок упрямится, кричит, настаивает на своем, пока мы не сдадимся. Ну, а если мы сдались один раз, то во второй раз можно еще громче и еще дольше покричать – и получить то, что хотел.


profpereklad.ua



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru