Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Капризы

Капризными чаще всего называют детей, которым свойственны неразумные желания и неосмысленные стремления: ребенок требует «дай», иногда сам не зная что, истерично кричит, настаивает на своем и никакие логические доводы при этом помочь не могут. Профессор Е. А. Аркин описывает мальчика, который требовал, чтобы ему дали «полдник». Ему предлагали молоко, пирожное, котлету, пирожки, но он кричал: «Хочу полдник!»А вот мать входит с плачущим мальчиком в троллейбус. «Хочу крышечку!» – кричит он на весь салон. Мать убеждает: «Зачем она тебе – грязная, ржавая, приедем домой, я дам тебе новую, чистую!» – «Нет, хочу только эту... у...!» – «Но, ведь ты весь вымажешься. И зачем она тебе?» – «Хочу и все!» – и вновь слезы. С такими «хочу» и «дай» мы все чаще и чаще начинаем сталкиваться, но особенно их много в тех ситуациях, когда нарушаются спокойные и нормальные взаимоотношения между ребенком и окружающими его близкими.

Так, специальные исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что чаще всего причина возникновения капризов лежит в ущемлении свободы детей, их самостоятельности и инициативы. Ведь между ребенком и окружающими близкими постепенно формируются определенные отношения: взрослые предъявляют к ребенку требования, а ребенок обязан их принять. Но оказывается, что эти требования должны соответствовать рождающейся самостоятельности ребенка. И если требования превышают его самостоятельность и инициативу, если ребенка на каждом шагу сдерживают, наставляют, буквально шагу не дают сделать самостоятельно, по любому поводу делают замечания, покрикивают, заставляют все делать только так, как приказано, то в такой ситуации ребенок может стать упрямым, озлобленным.

Особенно опасна подобная «система» воспитания в разрушенной семье, где отец или мать неродные. Тогда ребенок будет особо чувствительным к наказаниям, будет видеть в них не справедливый гнев взрослого и его желание наставлять ребенка на «путь истинный», а лишь злобу взрослого, месть его и ненависть к нему – чужому. В таких случаях упрямство соединяется с обидой, что, несомненно еще более угнетает психику ребенка. При этом, если отец неродной, ребенок будет капризничать перед матерью, выливать свою обиду в слезах, крике, неразумных требованиях, а дальше и в сознательном желании показать ей, что она одна виновата в том, как ему плохо. И этот стиль отношений с матерью может довольно прочно укорениться. Если же мать неродная, – ситуация будет та же самая, с той лишь разницей, что «виновным» станет отец.

Причем все описанные явления усиливаются, если отчим входит в семью, где есть мальчик, а «чужая» мать приходит к девочке. В ситуации с неродными детьми вклинивается целая гамма чувств: и ревность ребенка к матери или к отцу, и эгоистическое желание сохранить свое первостепенное право на мать или отца, и уверенность, что это «чужой» и что потому он никогда по-настоящему не может быть добрым. Вот почему именно в таких случаях превышение требований особенно опасно, и даже если они действительно необходимы, то очень часто приводят к конфликтам. Однако и в обычной семье требования, ущемляющие самостоятельность и инициативу ребенка, также могут быть причиной его капризов.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru