Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Формирование у ребенка самосознания

Итак, мы пришли к следующим выводам: в конце раннего детства, и в дошкольном возрасте начинает формироваться у ребенка чувство «я», или самосознание. Чувство это проявляется в осознании ребенком своих физических сил и возможностей, в стремлении удовлетворить свое желание вне всякого понимания того, возможно ли осуществить это желание; в неотделимости своего «я» от принадлежащих ему объектов, начиная от собственных родителей и кончая той игрушкой, которую вчера купили. Спрашивается: так что же это «я», опасно, вредно оно или оно полезно для ребенка? С этим «я» надо бороться, искоренять его? Ответ на эти вопросы можно дать лишь в следующей форме: как всякое явление содержит в себе элементы положительного и отрицательного, единство и борьбу двух противоположных тенденций, так и формирующееся самосознание несет в себе и пользу, и вред. Все будет зависеть от того, по какому пути пойдет развитие личности, правильно ли мы уловим момент становления «я». Ведь чувство «я» – важнейшая форма активности личности, на его основе формируется ряд чрезвычайно ценных личностных качеств, потому что «я» – это не только осознание своих физических сил, но и осознание в дальнейшем своих нравственных качеств, это оценка самого себя, критическое отношение к своим отрицательным качествам, это контроль за своими действиями и поступками, наконец, это волевое саморегулирование. Чувство «я» формирует ряд чрезвычайно ценных качеств, обеспечивающих поведение человека в обществе.

Несомненно, что формирующееся в ребенке чувство «я» -«благость». Между тем оно и основа развития тех эгоистических тенденций, которые уже заложены в самом этом чувстве и найдут свой расцвет, если его развитие пойдет по пути усиления таких эгоистических требований: «все только мне, все только для меня», «никто другой не должен быть в центре внимания, кроме меня», «все окружающее существует лишь для удовлетворения моих желаний». Но иногда мы сознательно культивируем эгоизм: «Знай только себя!»; «Незачем давать другим свои игрушки – поломают, испортят, а я ведь деньги за них платил»; «Не смей свои книги никому давать, посмотри, как истрепал»; «Яблоко в школе сама съешь»; «Ты чего наприглашал полный дом своих друзей?»; «Не будь слюнтяем – сдачу дай»; «Сильным надо быть, чтобы всегда мог постоять за себя»; «Какое там еще уважение к другим! Деньги будут – за них можно купить всякое уважение». Так мы воспитываем личность антиобщественную и аморальную.

Известный русский педагог П. Ф. Каптерев писал:

«Самая первоначальная форма эгоистических чувствований – безграничное стремление к наслаждению, вполне бесцеремонное захватывание удовольствий и благ жизни без всяких особенных на то прав, без всяких заслуг и достоинств. Эта первоначальная форма эгоизма удерживается и в жизни взрослых.

Воровство, грабеж, надувательство во всех их многочисленных формах суть то же самое, что выхватывание ребенком конфет из рук своего же брата или сверстника».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru