Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Детская жестокость

О детской жестокости немало написано в специальной педагогической литературе. Так, в работах А. С. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Дж. Селли, К. Д. Ушинского, в современных исследованиях указывается, что у детей дошкольного возраста иногда наблюдаются такие формы поведения, которые можно определить только как жестокость. Ребенок почти безразличен к смерти близких – смерть брата или сестры для него лишь потеря товарища по игре. Ребенок в такой же мере равнодушен ко всему живому – разрывает на части бабочку, топчет жука, дергает за хвост кошку. Создается впечатление, пишут многие авторы, что ребенок наслаждается таким занятием и что у него полностью отсутствуют жалость и сострадание. Дети могут быть жестоки к младенцу, появившемуся в семье. Все это давало повод обвинять детей в какой-то необычайной жестокости и даже объявлять ее возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Но, вероятно, то поведение можно назвать жестоким, в котором есть сознательное намерение сделать другому больно – физически или морально, где поступок питается злобой, ненавистью к этому другому, где жалость и сострадание не стали теми сдерживающими побуждениями, которые в любой ситуации не позволяют человеку ударить другого, унизить или оскорбить его словом, то есть причинить боль – физическую или нравственную. И потому, когда подросток кричит вслед своему ровеснику: «Эй ты, жирная жаба!»; «Слепой очкарик!» или когда он бьет товарища по голове ботинком, его поступки можно назвать жестокими. Если пятиклассник способен отрезать лапки голубю, привязать к хвосту кошки горящую паклю, стрелять из рогатки в птиц, вырезать на живой коре дерева свое имя, это тоже должно заставить нас волноваться. Если юноша приходит домой нетрезвым, устраивает матери скандал, сам не работая, требует от нее денег на выпивку – это тоже жестокость. Итак, жестокость разнопланова. Она и в наших взаимоотношениях и в способности человека оскорбить, унизить другого, выставить на всеобщее осмеяние, шельмование, которым мы иногда подменяем критику, она и в физической боли, которую мы можем причинить живому существу, будь то человек, животное или растение.

Но вернемся к жестокости маленьких детей. Здесь она может идти от эмоциональной неразвитости, вызванной явным психическим заболеванием, в первую очередь умственной неполноценностью. В специальной медицинской литературе описаны случаи, когда умственно отсталый ребенок может спокойно, с тупым и бесстрастным выражением лица вылить горячий суп на голову соседу, перевязать ниткой зубы товарища по игре, а затем деловито дергать -за нитку, несмотря на плач и протест, придавить чем-то тяжелым* ногу другому ребенку и эту тяжесть удерживать до тех пор, пока на душераздирающий крик малыша не подоспеют взрослые. Но это, так сказать, симптомы больной психики, и такая эмоциональная тупость и связанная с ней жестокость – признаки психического заболевания. Что же касается нормы, то очень часто причины жестокого поведения детей иные. Обстоятельный анализ детских поступков, производящих впечатления жестоких, показал, что мотивами их могут быть любознательность, желание ребенка проникнуть внутрь вещей, неудержимая активность, жажда деятельности. Ребенок потому терзает кошку, что ему хочется играть с ней; он держит ящерицу за хвост, чтобы проверить, действительно ли ящерица может оставить свой хвост; он отрывает крылья у бабочки, желая установить, сможет ли она полететь без крыльев. – Такая «жестокость» далека от сознательного и обдуманного желания причинить другому боль, от наслаждения страданиями другого. Равнодушие маленького ребенка к горю и неприятностям взрослых объясняется скорее всего тем, что ребенку просто непонятна суть этих страданий.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru