Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Если закреплять проявления жестокости

Итак, мы пришли к выводу о том, что жестокость не дана от рождения, а те ее проявления, которые наблюдаются у маленького ребенка, далеки от подлинной жестокости. Но... здесь есть одно существенное «но», а именно: если мы будем закреплять эти проявления, а тем более способствовать их развитию, то та детская «невинная» жестокость, которую мы объясняли любознательностью, непониманием и т. д., может перерасти в жестокость подлинную.

Это возможно, когда ребенок по мере своего развития сталкивается дома если не с явной жестокостью, то с черствостью, эгоизмом, безразличием к людям. «Мама, смотри, тетя еле идет, и ребенок на руках, да еще и сумка!» – «Идем, мы спешим, нам некогда, не надо было ей столько набирать вещей». И мама быстро пробежала мимо женщины, согнувшейся под тяжестью ноши. «Можно у вас попросить мясорубку, – пришла соседка к маме, – в моей нож затупился!» – «Вы знаете, моя тоже совсем тупая», – лжет мама, а дочери поясняет: «Вот будешь всем давать мясорубку, так нож очень скоро затупится». «Заболела бабушка? Так ей и надо, старой! Как она меня измучила за всю жизнь!» Редко, но все-таки мы встречаемся с подобными фактами. А ссоры в семье при детях, взаимные оскорбления или бездушие и черствость по отношению друг к другу при довольно спокойных отношениях! Мама попала в больницу – повысилось давление. Отцу одному, конечно, тяжело, и он «стонет»: «Вот, не так уж она и больна, чтобы там отлеживаться. А на мне все: и стирай, и вари, и в садик за тобой заходи. А у меня ведь работа. Я ничего не успеваю. Подумаешь там, голова разболелась, у меня она постоянно болит – и ничего». А малыш слушает, впитывает. И не удивительно, если он потом скажет матери: «Подумаешь, голова болит? Можно потерпеть, а я есть хочу, приготовь мне!» Наверное, такому и в голову не придет убрать в квартире, что-нибудь приготовить поесть, пока мама придет с работы. Еще тогда отец не научил его «болеть» самому, если больна мать, волноваться о ней, беспокоиться, бежать в больницу, чтобы проведать мать, принести ей что-то вкусное, просто порадовать своим посещением.

Жестокость вырастает на почве взаимного отчуждения в семье, равнодушия к окружающим, отсутствия желания хоть как-то пойти навстречу другому человеку, не говоря уже о том, чтобы помочь ему в чем-то бескорыстно и искренне. Однако при всем нашем самом горячем стремлении воспитать в ребенке доброту и пресечь всякие возможности развития в нем черствости, а тем более жестокости, есть и такие факторы, которые нам не подвластны. Имеется в виду то, что ребенок может наблюдать и впитывать в общении с другими людьми, что он может видеть на экранах кинотеатров и телевизоров. Конечно, у нас нет тех ужасающе жестоких фильмов, где смакуются садистские сцены, где кровь льется рекой, где жестокость, убийство – норма. Но все же во многих фильмах есть и убийства, есть и жестокость: пулеметные очереди, трупы, погони, расстрелы и прочее. Все это, казалось бы, должно вызывать у зрителей горячее чувство гнева и понимание справедливости таких действий, по отношению к врагам, но это понимаем мы, взрослые. А вот как все это воспринимает ребенок, еще не совсем ясно. Может быть, и он поймет, что с врагами надо бороться, но вместе с тем в его сознании появляется мысль о правомерности убийства, насилия. Конечно, далеко не каждый ребенок впитает в себя эту жестокость, но кто-то примет на «вооружение», ибо подражание, а особенно в детском возрасте, – один из важнейших механизмов психики. Академик Л. А. Орбели считает, что в основе подражания лежат врожденные, наследственно фиксируемые акты. Они-то и стимулируют ребенка поступать в соответствии с увиденным и услышанным: «Наряду с... безусловными рефлексами, у нас есть некоторые безусловные реакции, врожденные и наследственно фиксируемые.

Сюда относится, прежде всего, рефлекс подражания, имитационный рефлекс, бесспорно врожденный, наследственно фиксируемый акт... Маленький ребенок обязательно имитирует и родителей и гостей, и на известном этапе развития это составляет одну из главных форм приобретения новых форм поведения, новых деятельностей».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru