Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Уважение к другому, сострадание и жалость

Потому давайте будем более внимательны к воспитанию у ребенка, может быть, немного старомодных, но таких нужных нам и сегодня чувств, как уважение к другому, сострадание и жалость. Когда же возникают эти чувства? Какой путь развития они проходят, как их распознавать? Специальные исследования свидетельствуют о том, что чувства, в которых проявляется отношение ребенка к окружающим, возникают еще в первые годы его жизни. Так, у ребенка очень рано появляется сопереживание радости: он улыбается в ответ на улыбку и радостное выражение лица взрослого. В дальнейшем, на втором-третьем году, у ребенка можно заметить уже и явные признаки сочувствия: малыш плачет, видя, как плачет его товарищ по игре, ласкает плачущего, он даже стремится как-то облегчить его страдания, помочь ему чем-то (поднимает упавшего, дует на ушибленное место, целует), то есть ребенок уже начинает понимать другого, замечает, когда человеку плохо, и не только замечает, но стремится уже активно вмешаться, помочь.

«Тебе больно? Давай я тебя поцелую, и сразу тебе будет хорошо», «Ты ударился? Надо зеленкой замазать и все пройдет!»; «Я тебе дам конфету, и тебе не будет больно!» – так наивно, по-детски ребенок воспроизводит в своих взаимоотношениях с детьми те «способы», которые мы, взрослые, используем, жалея, «врачуя» нашего ребенка, когда ему плохо, больно. Подобного поведения мы можем ожидать и по отношению к себе, если мы постоянно показываем ребенку, как проявлять сочувствие по отношению к человеку.

...Маленький Саша играет с мамой. Когда ему удается поймать мяч, радости нет предела. Но вот мяч попадает маме в лицо. Сделав вид, что ей очень больно, мать закрыла лицо руками и «плачет». Выражение лица Саши моментально меняется: вместо веселости, беззаботности – настороженное удивление. Мать все жалобнее всхлипывает, лицо Саши сморщивается, и он вот-вот готов заплакать. Ребенок подбегает к маме, гладит ее по голове, а потом отдирает прилипшую к карману конфету и протягивает ручонку: «На, не плачь!». Маленький человек не просто сочувствует матери, он и действует: поднимает мать, утешает ее, сует ей конфету. Именно в таких простейших житейских ситуациях и начинается воспитание истинно человеческого чувства – сострадания, чувства, которое уже воплощается в поступок. Ф. Э. Кононов писал, что «человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому-то конкретному несчастью отдельного человека».

Именно чувства сострадания, жалости и будут тем противоядием, которое поможет нам в борьбе с черствостью, равнодушным и жестоким отношением ребенка к окружающему. Мы имеем в виду не просто сладенькое, добренькое сопереживание на словах, а деятельное, активное проявление этих чувств в поступках ребенка. Но все-таки еще немало людей мыслят и такими категориями: «Какая еще жалость? – Она расслабляет. А человек должен быть сильным, мужественным. И разве жалостливым надо воспитывать ребенка?» Да, человек должен быть и сильным, и мужественным, но без сострадания мужество превращается в грубую силу и безразличие к окружающим, а расслабляет жалость лишь в тех случаях, когда за ней не стоит четкое желание действительно помочь человеку. По сути, нравственное воспитание ребенка и начинается с развития у него нравственных чувств и в первую очередь симпатии к окружающим, сострадания, сочувствия и жалости к ним. Гегель говорил, что нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Чувство, закрепляясь в психике ребенка, постепенно становится побуждением или мотивом поступка. «Я сочувствую горю человека, и я не позволю себе в этот момент обременять его своими просьбами»; «Мне очень жалко этого ребенка, его еще в роддоме бросила мать, и я беру его к себе в дом, воспитываю вместе со своими детьми»; «Я сочувствую этому человеку, его незаслуженно оскорбили, и я вместе с ним делаю все, чтобы добиться справедливости» – так чувство сострадания стало мотивом поступков человека. А у ребенка только идет этот процесс закрепления чувства, и если мы всеми силами будем способствовать тому, чтобы гуманные чувства прочно вошли в его психику, мы многое сделаем в плане нравственного воспитания личности. Постепенно сочувствие, сострадание станут теми элементарными структурами, вокруг которых будут группироваться более сложные личностные образования – гуманное отношение к людям, человеколюбие.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru