Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Сочувствие, сопереживание, сострадание

Вначале, как мы уже говорили, сочувствие – это лишь отражение чувства взрослого, симпатии взрослого. Постепенно возникает сопереживание или сострадание: услышав плачущего, ребенок присоединяется к этому плачу, хотя у него у самого вовсе и нет повода для грустных переживаний, ребенок радуется, хохочет, когда видит, что смеется и радуется другой. Но к трем-четырем годам он уже не плачет, услышав всхлипывание другого, а старается как-то помочь сверстнику, облегчить его страдания: целует, дует на ушибленное место, всеми способами утешает, ласкает, бежит за йодом или зеленкой. Может быть, пока это только подражание. Но именно эти приемы постепенно закрепляясь, соединяются с эмоциональным компонентом, превращаются в реальное переживание, особенно в тех ситуациях, когда ребенок действенно сочувствует другому уже не по подсказке или тем более требованию взрослого, а самостоятельно.

Заметив, что другому плохо, ребенок стремится чем-то ему помочь: «Мамочка, что это ты повязала голову платком? Ты плохо себя чувствуешь? Полежи, а я посуду вымою»; «Папа, ты опять «схватил» радикулит? Так ты полежи, я не буду тебе мешать, могу и не смотреть телевизор»; «Ольга заболела? Я скажу ребятам, чтобы не приходили, мы потом закончим собирать радиоприемник»; «Надо поехать к бабушке? Очень скользко на улице, и она не может забрать те продукты, что ей купили? Ну, так я съезжу, а в кино завтра схожу». Это и есть та жалость, которая становится настоящим чувством, когда соединяется с активным желанием прийти на помощь другому. И только тогда мы можем говорить о реальном, действенном чувстве и с удовлетворением отметить для себя, что мы воспитали в ребенке доброту, когда наш сын или дочь самостоятельно, без нажима, требований или уймы наших усилий, стремятся сделать нам или другим людям добро.

Действенное чувство, в основе которого лежит переживание, формируется не сразу. Ведь для того, чтобы возникло сострадание, как боль за другого, необходимо, чтобы ребенок научился понимать, что и другой человек может испытывать боль, выделять те ситуации, в которых может быть больно и неприятно, замечать выразительные движения, соответствующие страданию, соотносить собственное неприятное ощущение боли с переживанием этого состояния другим человеком. По своей внутренней сущности сострадание – это перенос собственного ощущения боли на другого. Когда это чувство прочно войдет в психику ребенка, оно переносится и на другие «объекты» – на сверстников, на окружающих людей, на природу, животных. И, конечно, мы преуспеем в воспитании сострадания, если будем активно фиксировать внимание ребенка на соответствующих переживаниях взрослых и сверстников, когда мы объясним ребенку, что и животным больно, и даже цветку, если его поломать, сорвать, вытоптать. Сочувствие будет лишь тогда действительно нравственным переживанием, когда оно проявляется не только по отношению к близким, но обобщается в человеколюбие, в искренне доброжелательное отношение к людям.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru