Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Воспитание чувства сострадания

Вот мальчики строят из кубиков: Сережа – гараж, Юра – дворец. Но тут Сереже понадобился именно тот кубик, который был необходим и Юре, поэтому Сережа, не задумываясь, отнял его у Юры. Юра, конечно, стал плакать: «Отдай! Отдай!» – «А ты скажи: пожалуйста», – говорит Сережа, продолжая сосредоточенно укладывать кубики. – «Дай, пожалуйста», – сквозь рыдания выдавливает из себя Юра. «А ты громко скажи», – заслоняет от Юры свою постройку Сережа и, пыхтя, продолжает достраивать гараж. Подобные сцены мы довольно часто можем наблюдать в играх детей. Один ребенок может вести себя «нормально» – не устраивает драк, не отнимает бесцеремонно у товарища игрушки, не визжит, требуя своего, а другой агрессивен, требователен и будет настаивать на своем, несмотря на плач, крик и протесты товарища.

Несомненно, что сострадание и чувство жалости появятся у детей, только в том случае, если будем активно стремиться воспитывать эти чувства. Взрослый, видя, как плачет ребенок, начинает его «жалеть»: гладит по голове, произносит ласковые слова, целует. Взрослый учит ребенка в соответствующих ситуациях поступать так же: «Видишь, Сережа плачет, пожалей его»; «Наташе больно, она упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку». Подобных ситуаций, в которых можно учить ребенка жалости и состраданию по отношению к окружающим, более чем достаточно, нужно только выделять эти ситуации, фиксировать на них внимание ребенка. Ребенок будет переносить свою доброжелательность и на природу, и на животных. Ребенок, у которого мы воспитали гуманные чувства, просто не сможет издеваться над собакой, не сможет убить божью коровку, жука, растоптать муравья. «Ведь у жука есть дети, разве его можно убить!»; «Божья коровка несет своим детям еду, ее нельзя долго рассматривать, потому что дети ее сидят голодные».

А как быть со столь трудным с нравственных позиций разделением насекомых и животных на вредных и полезных? Что делать – учить ребенка «жалеть» полезных и убивать вредных? На этот вопрос лучше ответить так: никого не убивать – ни вредных, ни полезных. Даже если насекомое – вредитель, пусть занимаются его уничтожением взрослые, а ребенка все-таки лучше не учить упражняться в жестокости, пусть она и «оправдана» тем вредом, который приносят эти насекомые или животные. В такой же мере и природа должна быть объектом гуманных чувств ребенка: «Нельзя топтать цветы, траву – это тоже живые существа, им больно!»; «Вот смотри, кто-то сломал ветку у дерева, и капли, как слезы, текут». Если с детства ребенок привыкнет к тому, что сорвать, вытоптать, уничтожить живое нельзя, то, и став постарше, он никогда не оставит в лесу горящего костра, не станет сверлить березу, не бросит бумагу и консервные банки на лесной опушке – не потому, что боится замечаний, штрафа или наказания, а потому, что поступить иначе ему не позволяет совесть.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru