Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Ребенок осваивает различные эмоциональные состояния

Мы уже говорили о том, что к шестилетнему возрасту у ребенка достаточно определенно проявляется чувство сострадания, что ребенок уже испытывает это чувство и под его влиянием соответственно поступает по отношению к окружающим людям. У детей дошкольного возраста начинает закрепляться также чувство стыда, формируются первые элементы совести как острого переживания своей вины, чувство симпатии к сверстнику перерастает в устойчивую привязанность, ребенок остро переживает разлуку с матерью, отцом, с близкими, он скучает, будучи лишенным общения со сверстниками, может обижаться, испытывать ревность во взаимоотношениях с друзьями, то есть палитра его чувств становится все более яркой и многоцветной.

Понаблюдайте за своей дочкой, когда она играет с детьми, и вы увидите, как она расстроилась, когда такой нужный им шарик закатился под диван, как обиделась, когда Сергей не захотел остаться с ней поиграть, как переживала, когда Марина очень долго играла с ее любимой игрушкой. Вспомните, как ваша дочь волновалась придут ли к ней на день рождения все ее друзья, как она плакала, когда у ее любимой куклы провалились куда-то глаза, как радостно прижимала к себе того пушистого зайчонка, о котором давно мечтала и которого вы ей наконец-то купили, как горько рыдала, когда потеряла красненький шарик («Маленький такой, стеклянный, мне его Саша подарил»). Все это свидетельствует о том, что ребенок постепенно осваивает все те эмоциональные состояния, которые свойственны человеку. В общении со сверстниками, близкими, знакомыми и незнакомыми людьми ребенок испытывает различные чувства: радость, обиду, гнев, страх, печаль, сострадание, жалость, стыд и др. Одни из них – мимолетны, преходящи, другие оставляют какой-то след в психике ребенка, третьи прочно и основательно закрепляются и могут давать о себе знать спустя длительный промежуток времени.

Особенно такое случается с чувством страха. В специальной педагогической литературе довольно обстоятельно описаны факты проявления чувства страха у детей, а в медицинской – нервозность детей как последствия таких страхов. Первые проявления этого чувства (а может быть, еще и не чувства?) появляются у очень маленького ребенка: он может испугаться какого-то резкого звука, страх у него может возникнуть в каких-то новых и непривычных для него условиях, его может испугать даже неожиданное появление известного предмета. По мере развития ребенка чувство страха не исчезает, оно лишь видоизменяется и переключается на другие объекты. То, что было страшно в раннем детстве, может вовсе не пугать нашу подросшую дочь: «Ох, как наша Ирина раньше боялась пылесоса – визжала, когда его включали, убегала в другую комнату, пряталась там в шкаф, а сейчас сама включает и просит разрешить ей поработать»; «А как она испугалась ковра, который мы ей повесили над кроваткой!

А сейчас смеемся все вместе, когда об этом вспоминаем. Но она стала бояться другого – боится врача, сколько мы ее ни уговаривали, сколько ни доказывали, что Ольга Петровна, наш участковый врач, очень хорошая, что она детям помогает – лечит от всех болезней. Но ничего сделать не можем: дрожит, бледнеет девочка, стоит ей только увидеть Ольгу Петровну». Да, действительно, некоторые страхи «уходят», когда дети становятся старше, а вот некоторые остаются и остаются надолго. Приведем для подтверждения этой мысли рассказы взрослых людей о том, какими постоянными могут быть наши страхи. «В детстве я очень боялась темноты, особенно на улице. Мы жили недалеко от леса, и когда я оставалась дома одна, а кругом темно и деревья, у меня душа уходила в пятки. Достаточно было какого-то резкого звука, и я начинала дрожать, вся покрываться холодным потом. Я и сейчас ни за что поздно не выйду на улицу».


Дизайнерские современные кухни премиум класса.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru