Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Причины неврозов у детей

К врачу-психоневрологу очень часто обращаются родители и объясняют, что ребенок стал заикаться или у него появилась «нервность» после того, как на него выскочила из-за забора огромная собака и громко залаяла; другой стал просыпаться по ночам, звать мать, кричать после того, как за ним погнался козел; третий капризничает после того, как старший брат переоделся в вывернутый наизнанку тулуп и заревел, как медведь. Долгое время считалось, что причиной неврозов у детей является исключительно испуг, особенно у впечатлительного, чувствительного ребенка, имеющего слабую нервную систему. Однако, хотя невроз у ребенка развивается большей частью вслед за психической травмой или испугом, причины возникновения нервного расстройства более сложны и связаны со всем процессом воспитания.

Есть смысл остановиться более подробно на этих причинах, так как, оказывается, многие из них вызваны ошибками воспитания. Событий, которые могут у ребенка вызвать испуг, вполне достаточно, но интересно то, что не у каждого ребенка одно и то же событие может вызвать чувство страха и, кроме того, часто не само по себе событие вызывает страх, а та пугающая оценка, которую дают взрослые этому событию. Вот почему необходима спокойная реакция родителей даже в тех случаях, когда ситуация действительно может вызвать у ребенка чувство страха. Ведь дети храбрее нас, взрослых: они не боятся упасть с балкона, перевешиваются с перил лестницы, нисколько не опасаясь перевернуться, высоко взлетают на качелях. Детям не страшно просто потому, что они еще не осознают опасности – не оценивают расстояния, не предвидят боли, не понимают того, что могут упасть. Ребенок может спокойно стоять возле огня, но достаточно ему хотя бы один раз испытать боль от ожога, чтобы он стал бояться всего горячего. Конечно, мы заранее должны предупреждать возможные опасности: «не подходи к плите», «не трогай спички», «слезь с подоконника, а то упадешь», «не дразни собаку – укусит». Все это мы говорим спокойно, объясняем ребенку доброжелательно и доступно. Но стоит нам показать свой ужас, стоит обнаружить тревогу, беспокойство, и ребенок вслед за нами может пережить аффективное состояние страха. Вот девочка с испугом прижалась к матери, увидев мужчину с длинной и густой бородой. «Ну что ты, милая, ничего здесь нет страшного – просто у мужчины на лице могут расти очень длинные волосы». А вот мама открыла дверь на звонок и, увидев окровавленную руку сына, в ужасе отпрянула, запричитала: «Ой, кто это тебя, где это ты, что с тобой? Ой, что будет!», – и забегала по квартире вместо того, чтобы спокойно осмотреть руку ребенка.

Врачи советуют для предохранения детей от нервных срывов как можно спокойнее относиться ко всякого рода происшествиям, которые могут испугать ребенка, объясняя, что в них нет ничего страшного, не запугивать детей, стараться по возможности выполнять разумную просьбу ребенка, выраженную в спокойной форме, и в то же время внимательно следить, чтобы нервные проявления никогда не приносили ему каких-либо «выгод».

В медицинской литературе описаны и так называемые навязчивые страхи у детей: Петя испытывает, казалось бы, необъяснимый страх перед дощатым забором, Таня боится бородатых мужчин, Лена испытывает навязчивый страх перед козами, Коля, попавший в автомобильную катастрофу, стал бояться ходить и стоять. Но если ребенок при этом не переживает острого состояния со всеми симптомами аффекта (дрожь, бледность, расширенные зрачки, холодные конечности и др.), то можно и не очень опасаться – невротического здесь ничего нет. Но если страх действительно навязчив и ребенок не может от него избавиться, если он каждый раз дрожит от ужаса, когда сталкивается с предметами, вызывающими у него чувство страха, то необходимо обратиться к врачу-психоневрологу. Это важно еще и потому, что скоро ребенок пойдет в школу.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru