Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Зарождающееся чувство успеха

В младшем школьном возрасте необходимо закрепить и другое важнейшее чувство, связанное с зарождающейся интеллектуальной деятельностью, – чувство успеха. У ребенка очень рано зарождается это чувство. Малыш чрезвычайно доволен, когда его хвалят, и очень опечален, если мы его за что-то журим, в чем-то упрекаем, указываем на его ошибки. Радость стимулирует желание еще тщательнее, еще лучше исполнить то или иное дело, а огорчение может или угасить наш пыл, или, напротив, вызвать прилив энергии и стремление исправить промахи, добиться хороших результатов. Однако как и вообще положительные чувства являются более сильным стимулятором психической деятельности по сравнению с отрицательно окрашенными, так и чувство успеха по отношению к чувству неуспеха более продуктивно по своим результатам, и потому стимулировать его более важно в педагогическом плане. На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что какие-то действия, поступки ребенка мы должны принимать и поощрять, а какие-то отвергать. И потому мы за что-то ребенка хвалим и за что-то наказываем. В этой диалектике поощрений и наказаний нужно проявлять осторожность, уметь предвидеть, какие последствия будет иметь для ребенка наша система воздействий.

Как это ни парадоксально, но иногда наши самые хорошие намерения дают совершенно противоположный результат. Мы хотим, чтобы наш малыш хорошо учился, но не просто хорошо – мы страстно желаем видеть его «золотым медалистом», а потому уверены, что не должны пропускать ни малейшего промаха в его учебе: «Опять у тебя не получилась буква «в», садись и пиши наново, пока не напишешь как полагается»; «Такую простую задачу и не можешь решить, вот недотепа!» И то у ребенка плохо, и это плохо – на каждом шагу мы указываем ему только на его промахи и ошибки, мы подчеркиваем его неудачи, забывая при этом, что этим самым формируем у него чувство неуспеха, от которого до неуверенности в себе и своих силах один шаг. К тому же такая система педагогических воздействий не только вызывает отрицательные эмоции и общую заторможенность психики, но и сдерживает процесс формирования тех или иных учебных навыков: письма, чтения, затем решения интеллектуальных задач, то есть в целом учебной деятельности.

Между тем научные исследования свидетельствуют о том, что в наших воздействиях на ребенка опора на чувство успеха, подкрепляемое поощрением, дает несравненно более высокие результаты. «Ничего, что у тебя не совсем круглая получилась буква «о», следующую ты напишешь лучше, внимательно смотри на строчку, чтобы буква не выходила за ее пределы. Смотри, как теперь получилось красиво». И ребенок улыбается от радости – его похвалили, его успех подчеркнули, значит, получается, нужно только постараться, и все будет в порядке.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru