Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Эмоция как мотив поступка. Стыд, вина, совесть.

Чувства могут управлять поведением человека. Мы уже говорили о той сложной взаимосвязи, которая существует между чувством и эмоцией. Если эмоция – это непосредственное переживание, то чувство формируется постепенно, под влиянием условий, в которых человек воспитывается, и, закрепляясь в результате поощрений со стороны окружающих, чувство становится органически присущим личности, устойчивым личностным образованием. Именно таким путем формируются нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Так, нравственное чувство, закрепляясь в психике, становится мотивом, направляющим поведение человека. Только тогда мы можем говорить об истинно нравственном поведении личности, когда мотивом нравственного поступка становится нравственное чувство: сострадание, сопереживание, жалость, стыд, совесть, чувство чести и собственного достоинства. Человек помогает другому, делает добро не из корыстных мотивов, а потому, что так велит ему его совесть, он так воспитан, он привык поступать по отношению к людям доброжелательно. Мотивом доброго поступка человека должно быть прежде всего чувство уважения к окружающим людям. Истинно нравственной является та личность, которая не может ни при каких обстоятельствах поступить безнравственно. Ведь иногда человек попадает в такие ситуации, когда обстоятельства или интересы других людей требуют от него поступать вопреки его совести.

Часто он оказывается и в ситуации «давления» со стороны других. Как здесь поступить? Поддаться ситуации? Уступить другим? Именно в таких случаях и проверяется человек, истинность и глубина его нравственных чувств. Мысль о том, что в первую очередь воспитание в семье формирует в ребенке устойчивость его нравственных чувств, превращает эмоцию из эпизодического переживания в чувство, регулирующее поведение, не является новой. Но все же мы еще раз подчеркиваем, что пример окружающих – это первостепенное условие формирования нравственных чувств. Важную роль примера в воспитании подчеркивал еще И. М. Сеченов: «Общество должно беспокоиться о просвещении разума своих членов, должно учить их добру, правде и труду и обязательно примерам, потому что моральное чувство неминуемо требует наглядного обучения». Особенно важными в формировании нравственных позиций личности являются чувства стыда, вины и совести. Эти чувства очень часто становятся регуляторами поведения человека: заранее предвидя угрызения совести, человек стремится избегать тех поступков, которые могут вызвать эти мучительные переживания. К. Соломин писал: «...стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь». А вот что мы читаем у Л. И. Толстого: «Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится».

Чувство стыда человек испытывает в ситуациях, когда совершает какой-то безнравственный поступок, когда знает, что за этот поступок будет осужден людьми. При этом человек переживает крайне мучительное состояние недовольства собой, вины перед другими. Это чувство настолько бывает сильным, острым, так бурно переживается, что человеку буквально хочется сделаться невидимым, «провалиться сквозь землю», у него возникает желание спрятаться, убежать.

Чувство это, как и другие нравственные чувства, присущие только человеку, хотя у разных людей, да и у разных народов причины его могут быть неодинаковыми и даже совершенно противоположными. То, что для одних людей кажется постыдным, другие воспринимают спокойно, чего одни всячески избегают, зная, что так поступать стыдно, другие делают со спокойной совестью. Представление о том, что является постыдным, в первую очередь зависит от нравственных позиций человека, а также от тех норм и нравственных принципов, в которых протекает воспитание. Чувство стыда – это та отрицательная оценка, которую дает человек поступкам, противоречащим нормам морали, оно как бы заранее предупреждает.

Чувство стыда присуще всем людям. Ч. Дарвин специально изучал его проявления у разных народов земного шара и пришел к выводу о его всеобщности, хотя индивидуально у людей оно развито по-разному. Зависит это прежде всего от того, в какой мере в процессе развития ребенка и его воспитания уделялось внимание развитию этого чувства. Все дети рождаются со своего рода способностью испытывать чувство стыда, а вот уже от нас, родителей, будет зависеть то, как мы разовьем эту способность.

Когда же, на каком этапе развития ребенка у него начинает формироваться чувство стыда? Первые внешние проявления, напоминающие чувство стыда, появляются очень рано: малыш смущается, прячется за мать, когда к нему обратится незнакомый человек. Но, конечно, это еще далеко не истинное чувство стыда, а скорее робость, смущенность, замешательство. Ведь стыд всегда связан с чувством вины, осознанием какой-то неправильности в своем поведении, пониманием того, что поступок оценивается окружающими отрицательно. В том же, что ребенка привлекают к общению, пытаются его «разговорить», обращают на него внимание, провинности со стороны ребенка нет, хотя внешняя форма его реагирования очень напоминает и чувство стыда, и чувство страха. Возможно, где-то вначале эти чувства слиты воедино, а лишь затем начинают дифференцироваться: страх превращается во внешний тормоз поступков человека, стыд становится внутренним регулятором поведения. И потому эти первоначальные проявления робости-смущенности не нужно угашать, так как это первые ростки двух мощных чувств, регулирующих поведение. И чувство страха ребенку нужно, потому что оно оберегает от опасности, поддерживает инстинкт самосохранения, и тем более ему необходимо чувство стыда, потому что оно оберегает от поступков, противоречащих нормам морали.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru