Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Ребенок усваивает правила поведения

Но вот наш ребенок стал постарше и уже начинает усваивать правила поведения, начинает разбираться в том, что «хорошо» и что «плохо». Тут-то и будем начеку, постараемся, чтобы это «плохо» не просто осознавалось разумом, но и поддерживалось чувством, чтобы ребенок испытал чувство вины перед другим человеком за это «плохо», чтобы он пережил состояние недовольства собой и стыда от того, что, зная о предусмотрительности такого-то поступка, все-таки совершил его. Именно тогда вместо первоначальной робости и смущенности возникнут неловкость, неудовлетворенность собой, вызванные осуждением взрослых. Люда, ученица второго класса, взяла у Сергея без спросу карандаш. – «А Люда взяла у меня карандаш!» – жалуется учительнице Сережа. – «Это мой карандаш!» – крикнула Люда. «Нет, я знаю, что это карандаш Сережи», – сказала учительница, и девочка при этих словах покраснела и опустила глаза. Это уже не робость, не боязливость и даже не смущенность. Это уже чувство стыда: Люда прекрасно осознала, что поступила плохо, что ее поведение осуждается учительницей,, и девочке стало стыдно.

Стыд – довольно сложное чувство, и далеко не сразу оно проявляется у ребенка, ему, этому чувству, ребенок должен «обучиться». Вы спросите: как это обучиться? Мы привыкли к тому, что обучаются письму, чтению, решению задач, езде на велосипеде. А как можно обучиться чувствам? Они где-то по иную сторону, они внутренне даны. Не вдаваясь в терминологические тонкости, лишь подчеркнем, что, по сути, развитие в ребенке тех или иных явлений психики подчиняется одним законам – законам научения. Ребенок научается письму, и в равной мере он научается тому, как вести себя по отношению к сверстникам, взрослым, к родителям, к учителям в школе. И в зависимости от того, как мы его научим этому, он будет себя вести: сдержанно, скромно, вежливо или развязно, нагло, бесцеремонно. Поэтому ребенка можно и нужно обучать чувствам – стыда, сострадания, жалости, гордости, достоинства. Прежде чем испытать чувство стыда, ребенок должен четко знать, что хорошо, что поощряется окружающими, а что плохо, что ими осуждается. «Это плохо, это стыдно!» – говорим мы осуждающим тоном, с соответствующим выражением лица, чтобы ребенок действительно проникся чувством стыда, чтобы оно вошло в его сознание, закрепилось, чтобы в следующий раз -он избегал услышать от родителей этот осуждающий тон и увидеть недовольное выражение лица. Ребенок при этом не просто поймет, что его поступок предосудителен, но "и испытает огорчение, вину, неловкость, а отсюда уже и недалеко до чувства стыда.

Несомненно, что развивать это чувство нужно на простейших и доступных пониманию ребенка фактах поведения, в первую очередь связанных с требованиями чистоты, гигиены, а способность ребенка стыдиться своих грязных рук, запачканного платья, непричесанного и неумытого вида в более старшем возрасте будет перенесена и на нравственные поступки. Но уже в младшем школьном возрасте мы можем столкнуться с поступками ребенка, которые требуют нашего активного вмешательства с опорой на чувство стыда.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru