Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Возбуждение у ребенка чувства стыда

Алена была в гостях у своего соседа Сергея. А когда они с мамой пришли домой, то мама, заглянув через какое-то время в комнату, где была девочка, заметила, что Алена что-то прячет. Мама удивилась и забеспокоилась: «Что это у тебя, дочка, покажи мне». Алена в замешательстве и растерянности разжала руку, и мама увидела красный шарик. – «Откуда он у тебя?» – спросила мама. «А я... я у Сережи взяла. У него их много, они даже на полу валяются», – с жаром стала доказывать девочка, очевидно, прекрасно понимая суть своего поступка. – «Что, тебе такой шарик очень понравился?» – «Да, очень!» – «Почему же ты мне не сказала? Я бы тебе купила. А теперь, знаешь, что мы сделаем? Сейчас опять пойдем к Сереже, и ты положишь шарик на то место, где его взяла. Даже если у Сережи их много, и они валяются везде, все равно никогда ничего не бери без разрешения в чужом доме, да и в своем тоже. А завтра пойдем в магазин, и я тебе куплю много таких шариков». И мама слово сдержала: на следующий день она купила дочке шарики.

Чем старше ребенок, тем более тонкие приемы мы применяем для возбуждения у него чувства стыда. Если на ранних этапах действенной была форма: «Это стыдно», «Как тебе не стыдно!», то школьник уже понимает укоризненный взгляд взрослого, ироническое замечание, даже просто подчеркнутую сдержанность. Ребенок этого возраста уже испытывает чувство стыда и без воздействия взрослого, так как может сам понять недопустимость своего поступка, может самостоятельно оценить свое поведение с точки зрения тех требований, которые ставят перед ним окружающие. Ребенку становится стыдно, если он знает, что его поступок вызовет осуждение окружающих. Несомненно, что формированию чувства стыда способствует прежде всего усвоение ребенком нравственных норм поведения и правил взаимоотношений с окружающими. Только тогда он может правильно определить и свое эмоциональное отношение к поступку. Поэтому переживание стыда лишь тогда воспитывает, когда ребенок понимает суть своего поступка, то, какое именно нравственное требование он нарушил. И потому когда мы стыдим его за проступки, в которых ребенок ничего плохого не видит, и он не знает, что они осуждаются окружающими, мы не достигаем успеха. В высшей мере непедагогично стыдить ребенка за то, что исправить самостоятельно он не может. Между тем порой можно услышать от взрослого: «Что это за пальто на тебе? Его, наверное, лет десять носил твой брат, а теперь тебе дали!» Ребенок, плача, бежит к матери: «Не буду носить это пальто. Надо мной смеются!»

Стыд – чувство глубоко общественное. Оно выражает повышенную чувствительность ребенка к мнению и оценке окружающих и по мере развития все чаще начинает проявляться во взаимоотношениях ребенка не только со взрослыми, но и с ровесниками. Особенно остро это чувство испытывают старшие дети перед коллективом сверстников. Для ребенка все большее значение приобретает мнение коллектива, оценка окружающими его поступков. Стыдясь за свой поступок перед коллективом класса, ученик старается впредь вести себя так, чтобы больше не переживать неприятного чувства стыда. Чем старше ребенок, тем легче у него возникает чувство стыда под влиянием общественного мнения. И надо сказать, что влияние это нередко бывает сильнее авторитета родителей. Поэтому наш сын может испытать глубокое чувство стыда, если товарищи уличат его в ябедничестве, например, и в то же время со спокойной совестью дает списать решенную им задачу, подсказывает кому-то из друзей на уроке (сила общественного мнения класса на стороне тех, кто таким образом «помогает» товарищам). Вот почему мы иногда не добиваемся с помощью пристыживания никаких результатов, так как «общественное мнение» той группы ребят, с которыми общается сын, противоречит нашим требованиям. Вы убеждаете сына, доказываете ему, стыдите за то, что он так грубо, бесцеремонно относится к бабушке («Бабка, дай мне чаю», «Принеси из кухни печенье!», «Почисть мне брюки»), но эффект нулевой, ибо его друзья ведут себя так же и считают это нормой. Бывает, что учитель стыдит недисциплинированного ученика, но виновник не только не смущается, но, напротив, чувствует себя героем среди товарищей.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru