Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Переживание чувства стыда

Ребенок может переживать чувство стыда не только за себя, не только за свой поступок, но и за другого человека – за товарища, за брата или сестру, даже за родителей. Ребенок стыдится за отца, который часто приходит домой в нетрезвом виде, ему может стать стыдно за мать, когда она солгала соседке.

Дети уже могут сами стыдить своего сверстника за тот или иной неблаговидный поступок, выражая этим свое возмущение его поведением, осуждение его действий.

...Школьники готовят к весенней посадке грядки. Все охотно принимают участие в этой работе. Но Дима, которому поручено носить воду, предпочел игру и стал весело бегать по школьному двору. Заметив это, Вова подошел к нему и сказал: «Как тебе не стыдно, Дима! Клавдия Павловна сказала, чтоб ты носил воду, а ты играешь!» Несомненно, что только те дети, у которых сформировано уже чувство стыда, могут замечать плохое поведение своих товарищей, стыдить их.

Хочется обратить внимание и на такую особенность чувства стыда: у некоторых нервных и впечатлительных детей оно настолько легко возбудимо, что часто возникает вовсе не из-за совершенного поступка, а лишь при одной мысли, что его можно совершить. Достаточно такому ребенку представить, что окружающие могут заподозрить его в совершении неблаговидного поступка, и он покраснеет, несмотря на полную невиновность. К сожалению, не всегда родители об этом догадываются. Нередко, заметив на лице ребенка смущение и замешательство, они уже считают его виновником.

Нужно помнить, что есть и так называемый ложный стыд. Мы уже говорили, что содержание чувства стыда определяется теми моральными нормами, которые присущи человеку, и потому то, чего человек стыдится, зависит именно от этих норм. Когда эти нормы не соответствуют общепринятым нормам поведения, мы и говорим о ложном стыде. Чувством ложного стыда объясняется уклонение некоторых подростков от домашнего труда, нежелание надевать ту или иную одежду, отказ пойти погулять с младшим братиком и т. д. С такими ложными представлениями очень трудно бороться, и не всегда убеждения, доказательств: будут нашими помощниками в их преодолении. Шутка, ироническое замечание, легкая насмешка, решительное осуждение, особенно если они исходят от постороннего человека, могут помочь избавиться от ложного стыда.

Чувство стыда, превращаясь в устойчивое эмоциональное состояние личности, сдерживает ребенка от слов, желаний, побуждений, которые осуждаются окружающими, потому что чувство стыда возникает не только в момент совершения какого-либо поступка, но и под влиянием представления о том, что этот поступок может быть отрицательно оценен окружающими. И потому ребенок пытается сдержать себя, побороть в себе те желания, те действия, которые могут вызвать такое осуждение. Это происходит в силу того, что требования, предъявляемые к нему, постепенно превращаются в требования к самому себе: у ребенка развивается внутреннее «стыдно» – активно сдерживающий механизм поведения. Это означает и изменение личности ребенка в целом: ребенок начинает оценивать себя, более четко различать, где добро и где зло. У него возникает чувство неудовлетворенности собой, очень неприятные переживания по поводу того, что делал не так, как следовало бы, не выполнил того, что надо было выполнить, происходит борьба между побуждениями и нравственными нормами. Об этой борьбе свидетельствует и мужество, которое проявляет ребенок, признаваясь, что сказал неправду, и усилие воли, заставляющее его извиниться перед товарищем. Так постепенно чувство стыда, закрепляясь, становится основой формирования совести.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru