Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Совесть как форма морального сознания

Совесть определяют и как форму морального сознания, и как чувство. Совесть как бы заранее оценивает тот или иной поступок человека как морально-положительный или морально-отрицательный. Это тот внутренний оценочный «голос», который говорит, что хорошо и что плохо, и который помогает человеку принять правильное решение в сложных жизненных обстоятельствах. Наша совесть обнажается, когда мы делаем что-то вразрез с нашими нравственными представлениями или когда мы понимаем, что наш поступок оценен окружающими отрицательно. Обыкновенно человек не может успокоиться, пока не исправит последствий своего негативного поступка и тем самым не восстановит покой своей совести. При этом человек может прекрасно знать, что его никто не накажет за этот поступок, что даже никто просто и не узнает о нем, но совесть мучит, изводит, заставляет признаться. И только тогда наши мучения могут закончиться. Стыд и совесть – очень близкие чувства. В «мучениях» совести всегда есть чувство стыда. Собственно, на основе способности ребенка стыдиться и вырастают первые переживания совести.

...У Люды заболела мама, поэтому, когда бабушка, идя с девочкой из школы, купила ей пирожное, Люда сразу решила отнести его больной маме. Однако, пройдя немного, она не выдержала и кусочек съела, через некоторое время отломила еще кусочек. Пока дошла домой, от пирожного ничего не осталось. Когда они с бабушкой подошли к дверям квартиры, девочка решительно отказалась войти: «Я не пойду, мне стыдно, что я съела пирожное и маме ничего не оставила!» – горько плакала она.

Чувство стыда диалектично по своей природе. Это чувство заставляет ребенка признаться в плохом поступке, подавить те отрицательные желания, которые приводят к неблаговидным поступкам, но одновременно чувство стыда может и заглушить признание. Ребенку заранее делается стыдно, неудобно, страшно, что окружающие, узнав о его поступке, перестанут его уважать, любить, что он может предстать в каком-то невыгодном свете. Все эти сложные переживания препятствуют стремлению ребенка рассказать правду. Нежелание ребенка показать себя в невыгодном свете перед авторитетным и уважаемым для него человеком, страх потерять его уважение, стыд за себя побуждают его к каким-то не особенно добрым делам. Кроме того, ребенок может переживать чувство стыда, лишь когда отчетливо представляет, что его поступок стал известен окружающим. Если же удастся скрыть свое поведение, то ему не стыдно.

«Я один раз, – призналась Таня, – сказала маме, что купила хлеб, а сама купила мороженое». – «И тебе не было стыдно, что ты обманула маму?» – «Так ведь никто не узнал!»

Лариса потеряла ключи от квартиры, но дома сказала, что вовсе не брала их. «Не было мне стыдно, потому что мне поверили», – сказала девочка в ответ на вопрос, не было ли ей стыдно за ложь.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru