Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Чувства и характер ребенка

В научной литературе уже давно установлен тот факт, что чувства являются основой формирования многих характерологических черт личности. Так называемые эмоциональные черты характера формируются под влиянием того, что ребенку в определенных, повторяемых ситуациях приходится испытывать однозначное эмоциональное состояние, которое закрепляясь, становится причиной возникновения устойчивой особенности, привычки или черты характера. Известный психолог Л. С. Выготский пишет: «Учение об эмоциях стало неотъемлемой и центральной частью учения о характере. Если раньше эмоция рассматривалась как удивительное исключение, как «вымирающее племя», то сейчас она связывается с характерообразующими моментами, то есть с процессом построения и образования основной психологической структуры личности». Психологический механизм этого процесса приблизительно таков: похожие эмоции, переживаемые ребенком в одной, другой, третьей однотипных ситуациях, упрочиваются, закрепляются и становятся мотивом, побуждающим ребенка точно так же поступать и в четвертой, пятой ситуациях, а затем трансформируются в черту характера. Мотив, как известно, определяет поступок человека, а если поступки часто повторяются и если мотив в них неизменен, то постепенно поступок и соответствующий ему мотив закрепляются, то есть становятся устойчивой чертой личности. Так, чувства сострадания и симпатии, становясь мотивом, во многом определяют развитие в человеке доброжелательности к окружающим. Часто испытываемое чувство злобы, антипатии к людям, закрепляясь в действии, может стать причиной формирования жестокости, злобности и ярко выраженной агрессивности. Часто переживаемое чувство неловкости, смущенности лежит в основе развития застенчивости. Чувство гордости, фиксируясь в поступках, приводит к утверждению самоуважения.

Попробуем проследить, как идет у ребенка процесс формирования черт характера, чтобы еще раз убедиться в важности тех, казалось бы, быстротечных и неуловимых состояний человека, которые называются эмоциями. Чаще всего нас волнуют в ребенке такие черты, как застенчивость и робость, самолюбие и себялюбие, лживость, трусливость, озлобленность, нервозность. Что собой представляют эти черты и какие конкретно эмоции лежат в основе их формирования?

Мы уже говорили, что застенчивость расцветает из первоначальной смущенности и робости ребенка. Маленький ребенок смущается, стесняется при неожиданном обращении к нему, когда чувствует, что стал объектом внимания многих людей. Он стесняется, когда его просят в присутствии других петь, танцевать, читать стихи, смущается, когда осознает свою оплошность, даже тогда, когда она остается незамеченной другими. Эта первоначальная смущенность выражается и в скованности ребенка, и в расстройстве его речи (ребенок умолкает или говорит что-то бессвязно), и в потере точности и целесообразности движений (смутившись, ребенок начинает, например, поправлять на себе одежду, крутить волосы, теребить кончик платья, трогать рядом стоящие предметы), и в появлении особой – застенчивой – улыбки. Такое состояние сопровождается общей заторможенностью: в состоянии смущения ребенок не может ответить на поставленный вопрос, выполнить требуемое действие. Иногда смущение вызывает неоправданную внешними причинами и часто совершенно нехарактерную для данного ребенка кратковременную возбужденность: смутившись, он начинает вдруг шалить – прыгает, скачет, гримасничает и т. д. Он отказывается знакомиться с теми, кого не знает, вместо приветствия молчит, когда к нему обращаются незнакомые люди, убегает или начинает громко, невпопад говорить, суетиться. Учителя и родители чаще всего подобное поведение ребенка принимают за обычное баловство, каприз, упрямство. Однако эти действия вызваны не тем, что ребенок капризничает, упрямится, а тем, что он хочет побороть в себе какое-то непонятное ему самому волнение. Чувствуя, что окружающие могут заметить его состояние, ребенок, чтобы скрыть и одновременно заглушить его в себе, неосознанно прибегает к этим необъяснимым на первый взгляд действиям. Безусловно, трудно сразу увидеть в них смущение, а между тем это лишь своеобразное его проявление. И если ребенку дать время прийти в себя, не обращая при этом на его поведение никакого внимания, то он довольно скоро успокоится.

Состояние смущенности свойственно всем детям, но у некоторых склонность к нему может чрезмерно развиться и превратиться в черту характера – застенчивость. Дети, которым присуща эта черта, с трудом вступают в контакт с окружающими. Застенчивость состоит в неуверенности в себе, в своих силах и возможностях, в необъяснимом страхе перед публичным выступлением, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление. Объясняется это тем, что застенчивый ребенок не замечает своих достоинств, всегда занижает оценку своих качеств: ему кажется, что он и неловок, и смешон, и некрасив, что любое его действие произведет на окружающих только отрицательное впечатление. Поэтому застенчивый ребенок находится в постоянном напряжении, опасаясь каждым шагом обнаружить и подтвердить кажущуюся свою неполноценность. Такой ребенок отличается повышенной впечатлительностью, особой чувствительностью, и малейший пустяк, самое незначительное, неприятное для него замечание приводят его в глубокое волнение. Очень убедительно и психологически тонко передал переживания застенчивого человека Н. А. Некрасов в стихотворении «Застенчивость»:

Поступь гордая, голос уверенный,

Что ни скажут – их речь хороша.

А вот я-то войду как потерянный,

И ударится в пятки душа.

На ногах словно гири железные,

Как свинцом налита голова.

Странно руки торчат бесполезные,

На губах замирают слова...

Улыбнусь – непроворная, жесткая.

Не в улыбку улыбка моя.

Пошутить захочу – шутка плоская,

Покраснею мучительно я.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru