Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Застенки и застенчивость

То, что обычно для детей пустяк, а для некоторых просто удовольствие (рассказать стихотворение, спеть песенку), для застенчивого ребенка просто мучительно, трудно: «на губах замирают слова». При этом характерно, что застенчивый ребенок в обычной для него и хорошо знакомой ему обстановке дома, у близких совершенно спокоен, свободно общается с родными и сверстниками, но как только попадает в обстановку незнакомую, вся его непринужденность мигом исчезает. Смущение настолько овладевает им, что как обручем сковывает его все движения, вызывает общую заторможенность, потерю ориентировки и даже временное ослабление зрения, слуха, памяти. Расстраивается и речь: она становится несвязной, утрачивает стройность и последовательность. Одним словом, ребенок впадает в состояние, близкое к страху. Но это страх особого рода – он порождается у ребенка не ощущением конкретной опасности, которая грозит ему от окружающих людей или вещей, а неуверенностью в себе, заниженной самооценкой. Страх застенчивого ребенка беспредметен – его вызывает одно лишь присутствие человека или группы людей. При этом ребенок хорошо понимает, что эти люди вовсе не желают ему зла, и все же теряется, робеет.

Подрастая, ребенок начинает сознавать застенчивость как недостаток, пытается организовать всю свою силу воли, чтобы побороть его. Он хочет быть непринужденным, как и его товарищи, но не может, стыдится своей застенчивости, боится, что она станет предметом насмешек, глубоко корит себя за слабость воли, всяческими ухищрениями пытается скрыть покраснение лица, а некоторые дети стараются вообще поменьше бывать в окружении сверстников. Все эти противоречивые переживания накладывают особый отпечаток на поведение застенчивого ребенка, болезненно обостряют его самолюбие, вызывают стремление уйти в себя, быть подальше от окружающих. Ребенок становится крайне замкнутым и молчаливым, порой производит обманчивое впечатление гордого, высокомерного, что, безусловно, вызывает отрицательное к нему отношение сверстников. Между тем застенчивые дети не потому необщительны, мало разговорчивы, неконтактны с окружающими, что свысока на них смотрят, а просто им трудно свободно и просто беседовать, играть, смеяться вместе со всеми – их сковывает смущение.

Необходимо отметить, что степень развития застенчивости у детей различна – от гипертрофированной тяжелой скованности до легкого смущения, проявляющегося, однако, довольно часто. Например, у девятилетнего Вити застенчивость – одна из характернейших особенностей. Мальчик сторонится буквально всех, теряется, когда к нему обращаются, пытаются с ним заговорить. Особенно трудно ему на физкультуре, на занятиях по музыке. Под влиянием общей заторможенности, вызванной смущением, он забывает, что надо делать, в какой последовательности надо выполнять движения. Петь, танцевать он может лишь вместе со всеми детьми, но когда его просят выступить самостоятельно, мальчик решительно отказывается. А вот у десятилетней Наташи тоже наблюдаются подобные проявления, но они менее ярки, менее заметны, скорее проходят, а, главное, ее застенчивость не превалирует над другими чертами характера.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru