Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Как относиться к застенчивости?

В некоторых случаях застенчивость принимают за определенную умственную отсталость. Ребенка спрашивают на уроках, требуют повторить задание, а он отказывается: «не знаю», «забыл», «не умею». Из этих ответов создается впечатление, что ребенок действительно ничего не знает, что ему трудно дается учение и что он вообще недостаточно развит. Если же понаблюдать за поведением ребенка в домашних условиях, то это первое впечатление быстро исчезает. Дома такой ребенок совершенно свободно и стихотворение прочитает, и расскажет сказку, и станцует.

Как же нужно относиться к застенчивости? Существует мнение, что застенчивые дети более податливы с точки зрения усвоения воспитательных воздействий, им легче, чем другим, привить положительно направленные черты личности. Но дело здесь, вероятно, не в самой застенчивости, а в повышенной восприимчивости и чувствительности нервной системы. Эти особенности нервной организации ребенка при умелом воспитательном подходе создают благоприятные условия для развития, с одной стороны, нравственной чуткости, с другой – требовательности к себе. Сама же по себе застенчивость (если она не сильно развита) не является существенным недостатком характера. На ее основе в дальнейшем часто расцветают такие ценные в общении черты, как тактичность, скромность, чуткость, деликатность, вежливость. Это и понятно. Ведь застенчивый ребенок, постоянно анализируя свои поступки, свое поведение, начинает лучше понимать товарища, замечать его плохое настроение, понимать его состояние, переживание. Зная себя, свои силы и возможности, правильно их оценивая, застенчивый ребенок не станет преувеличивать их. Кроме того, некоторая неуверенность ребенка, отличающегося застенчивостью, постоянно заставляет его работать над собой, повышать свои знания, а в более старшем возрасте побуждает к самосовершенствованию. Однако застенчивость, чрезмерно развитая, принимающая болезненную форму, серьезно осложняет жизнь ребенка, отрицательно влияя на его психику. Такая застенчивость односторонне направляет развитие ребенка, способствует появлению неуверенности в себе, недооценки своих возможностей, на ее основе часто возникают необщительность, замкнутость.

Надо полагать, что формированию застенчивости, как и любой другой черты характера, способствуют как определенные внутренние условия, так и внешние конкретные обстоятельства. Несомненно, что застенчивость не является прирожденной особенностью, вызывающей специфический способ поведения, хотя, вероятно, какие-то природные предпосылки, в виде повышенной чувствительности нервной системы, и лежат в основе ее развития. Однако более существенными обстоятельствами являются жизненные условия, в которых формируется личность ребенка, и прежде всего особенности воспитания ребенка в семье. Впечатлительный ребенок что-то сделал не совсем так, как нужно. Родители высмеяли его, пристыдили или рассказали посторонним о его поступке, что, несомненно, произвело на ребенка тягостное впечатление. Если это повторится несколько раз, ребенок в дальнейшем будет каждый раз пугаться: «А вдруг я опять что-то не так делаю?» Этот постоянный страх будет сковывать, тормозить все его действия, подорвет в нем уверенность в себе, вызовет болезненное развитие застенчивости.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru