Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Воспитание страхом

Глубокое влияние на формирование черт характера ребенка оказывают чувства страха, гнева, собственного достоинства, жалости; сострадания, злобы, ненависти. Мы уже говорили о том, что чувство гнева становится причиной развития у ребенка таких черт, как упрямство, негативизм, капризы, что это чувство рождает злобность, агрессивность и даже жестокость. Мы проанализировали также, что чувства жалости и сострадания лежат в основе формирования у ребенка гуманного отношения к окружающим, а значит, и формирования таких черт, как чуткость, отзывчивость, доброжелательность. В такой же мере и чувство страха может стать тем внутренним условием, которое рождает целый ряд таких черт характера, как робость, трусливость, лживость. Как же это происходит? Обычно, используя страх, мы стремимся подавить в ребенке те его побуждения или действия, которые нам кажутся нежелательными. Мы грозим ребенку наказанием, если он нас ослушается, не выполнит требуемого действия, если он поступит вопреки нашей воле, проявит нерадивость, недисциплинированность. Да мало ли за что мы намерены наказать нашего сына или нашу дочь! И во всех этих случаях мы апеллируем к чувству страха: «Не сделаешь то-то, пойдешь без разрешения туда-то, не выполнишь уроки, схватишь двойку – смотри, будешь наказан!» И ребенок, страшась наказания, выполняет все наши требования.

Воздействуя страхом, мы, по существу, сдерживаем ребенка, а потом восхищаемся сами собой: все-таки «вышколили», «сломали», сумели «воспитанием» подавить. Но при этом мы забываем, что в целом эмоция страха имеет астенический характер, она парализует энергию человека, снижает его жизнеспособность. Как писал известный русский педагог П. Ф. Каптерев, использовать страх в воспитании ребенка – это все равно, что для излечения незначительной болезни одного какого-то органа давать сильный яд, губящий весь организм. Ведь немало есть свидетельств тому, что под влиянием страха ребенок начинает заикаться, он становится замкнутым, стеснительным, исчезает его жизненная энергия, подвижность, живость, ребенок становится неуверенным в себе, робким и лживым. Вновь обратимся к точке зрения П. Ф. Каптерева по этому вопросу. «Крайне дико, нелепо и бесчеловечно, ради задержания какого-то действия разрушить общую жизненную энергию человека страхом. Поступать так и с животными совершенно невыгодно. Поэтому арабы, например, воспитывают своих прекрасных лошадей без побоев, лаской, а поступать так с людьми – это прямо уже человечеству обойдется слишком дорого. Мера лечения во сто раз вреднее самой болезни».

Несомненно, что страх во всех сферах его применения (для удержания ребенка от асоциальных и аморальных поступков, и для повышения его учебных успехов), кроме вреда, ничего не даст. Ибо для того, чтобы ребенок хорошо учился, его прежде всего должен притягивать интерес к предмету, помимо того, ребенку нужен покой души. А страх вынуждает трусить, лгать, обманывать: ребенок боится наказания за плохую оценку, за запись учителя в дневнике по поводу каких-либо нарушений и потому скрывает или явно лжет. Он лжет родителям, если знает, что даже за малейший проступок будет наказан, «выкручивается», изворачивается, лишь бы избежать ремня, темного угла, лишения чего-то очень для него существенного. И потому когда ребенок трусит, лжет, изворачивается – ищите причину в тех промахах, которые вы допустили в воспитании, докопайтесь до причины, которая вызвала ложь. Чаще всего это именно чувство страха перед наказанием.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru