Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Чувство собственного достоинства

Не менее важное значение в развитии личности ребенка имеет чувство собственного достоинства. На его основе формируется такая черта личности, как самолюбие. Но эту черту надо рассматривать диалектически: при одних условиях воспитания она дает положительный результат, при других может стать источником развития себялюбия и эгоизма. Исходя из того, что самолюбие и себялюбие во многом родственны, в обиходе их нередко отождествляют. Однако разница между этими чертами характера более существенна, чем сходство. Если самолюбие – это уважение человека к самому себе, основанное на критической оценке своих сил и возможностей, то себялюбие – просто самолюбование своими воображаемыми положительными качествами, опирающееся чаще всего на превратное представление о себе и своих преимуществах. Гордый человек, который высоко ценит свое достоинство, человек с глубоко развитым пониманием своих прав и обязанностей, человек, который бережет свое доброе имя и в труде и в быту, в личных отношениях, – это человек самолюбивый. Себялюбец же заботится только о себе, о своем личном благополучии, он безразличен к людям, его интересы всегда оторваны от интересов коллектива. Важность воспитания у человека самоуважения – самолюбия, подчеркивает известный психолог С. Л. Рубинштейн: «Неправильно было бы, как это подсказывает лицемерная мораль, отразившая на специфически отрицательном оттенке большинства слов, выражающих отношение к себе, – «самоуверенность», «самолюбие», «самомнение» и т. д., считать всякое положительное отношение к самому себе отрицательной характерологической чертой. Достойное и уважительное отношение к самому себе является не отрицательной, а положительной чертой – в меру того, как человек является представителем достойного дела, носителем ценных идей».

У детей довольно рано, уже в младшем школьном возрасте, можно наблюдать проявление и самолюбия, и себялюбия.

...Первоклассница не могла справиться со счетом на уроках математики. Это объяснялось не столько отсутствием у нее способностей, сколько невнимательностью. Как-то после очередного неудачного Таниного ответа учительница сказала: «Какая ты, Таня, невнимательная. Все дети уже научились считать, отстаешь только ты!» Таня удивленно посмотрела на учительницу, затем покраснела и опустила голову. А через несколько дней, когда ее вызвали к доске, она уже чудесно справилась с задачей. Оказалось, что девочка после того, как учительница сделала ей замечание, занималась с папой, решая с ним задачи, результатом чего и был ее успешный ответ.

У самолюбивого ребенка справедливый упрек взрослого вызывает стыд, неудовлетворенность собой, желание исправить свои недостатки, изменить свое поведение, а незаслуженное оскорбление – протест, возмущение, желание защитить себя. Себялюбец же любое замечание, любую критику принимает в «штыки», будучи уверенным, что они вызваны не действительными недостатками его поведения, а недоброжелательным отношением людей, сделавших ему замечание. Самолюбивый ребенок, уважая себя, не допустит оскорбляющего, унижающего отношения к себе. Причем у самолюбивого ребенка это уважение к себе сочетается с уважением к окружающим. Себялюбец же, ценя только собственную персону, совершенно не уважает других людей и даже не допускает возможности наличия у них каких-либо преимуществ. Поэтому-то, считая себя совершенством, он и не принимает во внимание справедливые критические. замечания в свой адрес. Самолюбивый ребенок оценивает себя, исходя из своих реальных достижений и возможностей. Постоянно сопоставляя себя с окружающими, уважая их достоинства и заслуги, он, не умаляя своих, дает им адекватную оценку. У себялюбца же самооценка очень редко соответствует действительности, она чаще всего бывает завышенной. Себялюбец убежден, что он лучше, умнее, способнее всех остальных, и только лишь по какому-то недоразумению окружающие не замечают этого. Отсюда его претензии на какое-то особое, сверхвнимательное отношение к его личности, отсюда его презрение ко всем остальным, по его мнению, «менее умным и менее способным».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru