Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Трудности в воспитании подростков

Однако нельзя видеть в чувстве взрослости лишь отрицательные стороны. Это чувство необходимо формирующейся личности, так как оно, по сути, «делает» из ребенка взрослого человека: на его основе развивается самостоятельность, вырастает чувство собственного достоинства, чести, оно – необходимая предпосылка дальнейшего укрепления самосознания, а значит, контроля личности над своим поведением, оно вызывает у подростков стремление к более интенсивному общению со сверстниками. Несомненно, что наше знание о трудностях роста в подростковом периоде вовсе не означает нашей полнейшей бездеятельности и полного подчинения той необузданной стихии грубости, разнузданности, которая может сопровождать подростковые годы. Трудности в воспитании подростков не обусловлены генами, и вовсе не обязательно они должны возникнуть.

Есть тысячи, миллионы семей, где вовсе и нет проблемы подросткового возраста – конфликтов, недоразумений, взаимной разобщенности, непонимания. Жизнь идет, несмотря на то, что дочери или сыну исполнилось 12 или 14 лет. Как правило, трудности возникают чаще всего в тех случаях, когда в семье есть какое-то неблагополучие. Это может быть разрушенная семья, где мать в одиночку воспитывает ребенка (хотя и при этом условии конфликты не обязательны), это приход в семью «чужого» человека – отчима или мачехи, это ссора между родителями, их черствость, безразличие к ребенку, то есть трудности подросткового возраста готовятся заранее, исподволь: ребенок как бы накапливает в себе некоторую неудовлетворенность, даже озлобленность, что затем прорывается в грубости, в желании стать независимым, самостоятельным, освободиться от контроля. Хорошо, если это желание «освободиться» ведет подростка в технический кружок, в кружки художественной, самодеятельности, стимулирует в нем трудолюбие, серьезность.

А если оно уводит в компанию с обязательными выпивками, с бесцельным и бездумным времяпрепровождением, с «шатанием» по улицам? Что тогда? Тогда мы начинаем кричать на нашего сына, оскорблять дочь, обвинять, взывать к чувству совести, вспоминать о своих бессонных ночах и неблагодарности нашего отпрыска. Но вдуваемся, проанализируем, разберемся и убедимся, что во многом виноваты мы сами. И пока не поздно, надо что-то делать – искать какие-то пути подхода к этому взъерошенному, нахохлившемуся птенцу, который вдруг почувствовал силу своих крыльев. И тут, как в любом конфликте, вряд ли помогут оскорбления, упреки, прямой запрет, физические наказания. Здесь, как и на всех предыдущих этапах развития ребенка необходимы ласка, внимание и забота, соединенные с приобщением ребенка к труду. Но, конечно, забота и ласка – это не дорогие джинсы, шубка или сапожки, а забота нужная, полезная ребенку – приобщение его к духовным ценностям (книги, филармония, пластинки, театр, библиотека, музеи, художественные альбомы), забота о том, чтобы он был чисто одет, чтобы у него был свой уголок в доме, где бы он мог держать свои «ценности» – какие-то детали для компьютера, фенички, пилочки; молотки, плоскогубцы или выкройки, журналы мод, лоскутки материи, нитки, ножницы, принадлежности для вязания. Забота – это и беспокойство о том, чтобы ребенок вовремя и правильно выбрал свой жизненный путь, чтобы в нем пробудились какие-то интересы, чтобы уже подросток искал свое призвание.

А вот когда у подростка будут настоящие интересы, когда он будет занят делом («Мне еще столько надо деталей, чтобы сделать транзисторный приемник, придется побегать по магазинам, а кое-что самому сделать»; «Я еще не прочитал всего Купера и завтра пойду в библиотеку, буду весь день читать»; «Сколько времени у меня уходит на возню с аквариумом, но я очень люблю своих рыбок»; «Я завтра пойду с мамой на ферму, покормлю свою любимую Белянку»), то у него не будет ни желания конфликтовать с окружающими, требовать от них невозможного. Он будет уравновешенным, спокойным, так как уверен, что близкие всегда пойдут ему навстречу, если его желания разумны, если то, о чем он просит, действительно ему необходимо, а не просто прихоть избалованного лентяя.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru