Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Интерес к друзьям и сверстникам

Чувство взрослости стимулирует в подростке и его повышенный интерес к друзьям, к сверстникам. Конечно, стремление к общению возникает не только в подростковом возрасте. Уже малышу необходимы друзья, с которыми так весело и интересно играть, для младшего школьника его жизнь вообще немыслима вне общения, но в подростковом возрасте желание иметь друга, близких товарищей становится еще более острым. И это понятно: чувство взрослости требует освобождения от опеки и вызывает стремление к самовыражению и самоутверждению. А где, в каких ситуациях, в каком общении это можно осуществить? Ясно, что только во взаимоотношениях со сверстниками. И потому общение со сверстниками приобретает для подростка первостепенное значение – друг может стать для него идеалом.

«Что ты, мама, мне все время суешь в друзья этого Володьку? Он только и знает, что сидит над учебником. А вот Сережа – это класс! Какая у него приключенческая библиотека! А магнитофон, какие записи!» И подросток тянется к такому Сереже, восхищается другом, проводит с ним все свободное время. Как правило, мы выбираем для себя идеал в зависимости от своих собственных взглядов на жизнь, своих позиций, нравственных принципов, убеждений. Подростку же, у которого еще не сформировались свои собственные жизненные принципы, трудно, определить для себя идеал, и потому представление о лучшем, о том, чему следует подражать, у него может стать случайным. Как правило, это бывает в тех условиях, когда к подростковому возрасту родители не сумели развить в ребенке какую-то увлеченность, интерес, устойчивое стремление к тому, что направит рождающуюся энергию подростка по определенному, известному нам руслу. А если ребенок не имеет сильных увлечений, настоящих интересов, то достаточно какой-то случайной встречи, знакомства, чтобы вся энергия была направлена на совершенно пустые, а то и явно опасные дела. Так, подросток из хорошей, как говорят, семьи может познакомиться с компанией ребят, для которых весь смысл жизни в том, чтобы шататься по улицам, курить. И вот тогда мы плачем, удивляемся: «Откуда это? Друзья виноваты, это они втянули мальчика в свою компанию!» А почему вы его не «втянули» в свою компанию? Почему не направили его помыслы по пути, одобряемому вами? Поведение подростка готовится .исподволь теми долгими годами детства, в которых постепенно выкристаллизовывалась личность.

Итак, у подростка возникает неудержимое желание к общению со сверстниками, авторитет сверстников становится для него выше авторитета родителей, учителей. В среде сверстников подросток хочет быть принятым, признанным, уважаемым товарищами.

...Ваш сын сегодня пришел из школы таким расстроенным, в таком угнетенном состоянии, что вы и не знаете, как подступиться к нему: «Что у тебя болит, Сережа?» – «Ничего, не мешай, я занят!» – «Иди обедать!» – «Не хочу!» – «Ты что, двойку получил? Покажи дневник!» – «Смотри, никакой двойки нет!» – «Чем же ты так расстроен?» – «Ничем! Отстаньте от меня, не дают, покоя!» Конечно, вы обеспокоены, торопитесь в школу. И выясняется, что одноклассники заподозрили Сергея в ябедничестве и прямо ему об этом сказали. Мальчик страдает, нет для него большего наказания, чем бойкот класса. А подростки могут быть беспощадными, они не станут церемониться, если уличат во лжи, в обмане, в пренебрежении интересами коллектива, в эгоистическом стремлении быть выше других. Вот почему подросток старается занять в коллективе положение признанного, уважаемого. Разные дети разными путями добиваются такого признания – одни успехами в учебе, глубокими знаниями, другие привлекают к себе внимание глубокими познаниями в какой-то области.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru