Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Без эмоций нет интересов. Интеллектуальные и эстетические чувства.

Чтобы понять, почему с педагогической точки зрения важно развивать в подростке интерес к определенному виду деятельности, попытаемся разобраться в психологической сущности интереса.

Интерес определяют как избирательное отношение личности к какому-то объекту, пронизанное положительной эмоцией. Человек интересуется тем делом, которое ему нравится, а желание работать, заниматься этим делом у него возникает не потому, что кто-то заставляет, что это принесет какие-то материальные или моральные выгоды. Человек может сидеть ночами над любым делом, забыв о сне, о еде, он может до самозабвения рыться где-то в архивах или «копаться» в машине, по десять, двадцать раз переделывать что-то, перерабатывать, изменять, пока не разберется, не постигнет, не сделает и не добьется. Примеров тому более чем достаточно. Вспомните Менделеева, Пирогова, Вавилова, Курчатова, Королева и других ученых. Оглянитесь вокруг себя: сколько есть цельных, увлеченных какой-то идеей, интересом к чему-то людей! Для них жизнь – в их деле, в труде, в том интересе, с каким они выполняют свою работу. Это чувство удовольствия от дела, которое сопровождает интерес, стремление к делу и отличает интерес от знания. Ведь знание – это тоже результат нашего желания разобраться в чем-то. Но чаще всего такое желание возникает по принуждению: нам надо сдать экзамен, что-то выучить, чтобы стало понятным следующее. Но когда стремление к знанию или к выполнению какого-то дела интересно, когда оно человеку приятно, то тут он забывает об усталости, ему не нужно, чтобы его подгоняли, поощряли и т. д. Маленькая добавка – всего лишь какая-то там быстротечная неуловимая эмоция – удовольствие от своего дела – дает нам крылья, делает нас сильными, уверенными в себе, рождает энергию, о которой мы и не подозревали, работоспособность, о которой и не мечтали. Вот почему заучивание без интереса, дело без увлеченности – сущее для нас наказание. Но сознание взрослого, его развитая воля заставляют делать то, что он не любит, к чему не лежит душа, воспринимать и даже заучивать то, что неинтересно и даже неприятно.

А каково ребенку с его неокрепшей психикой, с его необузданным стремлением делать лишь то, что увлекает, что интересно? Для ребенка тем более важно, чтобы учение для него было не только необходимостью, но и увлекательным занятием. И то, что мы называем познавательной потребностью – стремление ребенка к знаниям, должно стать основным мотивом его учебы. Но если у младшего школьника есть лишь какое-то тяготение к учебе как к чему-то новому и неизведанному, то подросток четко осознает, что учение – источник знаний, основа будущей профессии. Поэтому для большинства подростков приобретение знаний становится необходимым и субъективно важным, а главное, вызывает стремление к самообразованию. Мы замечаем, что наш сын, ранее выполнявший уроки строго в соответствии с тем, что записано в дневнике, стал вдруг дольше засиживаться за столом, что он решает задачи по физике не только те, что задали, но более сложные, что он приобрел электропаяльник, собирает радиоприемник, что вечером к нему приходят ребята и что-то мастерят, пилят, паяют. А вот дочь дни и ночи просиживает над книгами.

Эта появляющаяся у детей устойчивая склонность к умственной работе, стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к тем или иным предметам чаще всего зависит от интересов родителей, от их профессиональной деятельности. Являясь постоянным свидетелем разговоров родителей о деле, работе, ребенок невольно проникается этими интересами. И если родители связаны с техникой, то и ребенок обычно проявляет интерес к машинам, механизмам и т. д., гуманитарная склонность родителей нередко становится источником увлеченности ребенка поэзией, литературой, искусством, хотя и в том, и в другом случае бывают отклонения.

Для подростка познавательная, потребность должна составлять основную мотивацию или основное побуждение к учебной деятельности, однако часто мы, родители, стимулируем у него так называемые внешние, менее ценные мотивы. Нередко наши угрозы и требования, наказания и награды в связи с хорошими или плохими оценками в дневнике, становятся для ребенка основным в учебе. Ему уже не интересно, как развивалась Троянская война, почему химическая молекула имеет такое строение, потому что самое важное для него получить хорошую оценку – за нее дома ждет вознаграждение. Угрозы же и наказания часто толкают его на путь обмана, вызывают желание во что бы то ни стало избежать тройки и двойки. Конечно, неприятно, если ребенок плохо учится, но надо прежде всего установить причину этого, почитать соответствующую литературу, понять ребенка, а потом принимать меры. Внешние побудители лишь принуждают ребенка учиться, а сам процесс учения приобретает для него навязанный характер, со значительным психическим напряжением. Отсюда отношение к учебе как к тяжкой повинности, нежелание посещать школу, полнейшая апатия, а. то и срыв – нарушение правил поведения, шалости, проказы и т. д.

Мотивами учебной деятельности школьника должны стать интерес к самим знаниям, любознательность, увлеченность. Хотя и в таком случае ребенок сталкивается с трудностями, с необходимостью совершать волевые усилия, но эти усилия направлены не на борьбу с самим собой, со своим нежеланием заниматься, а на преодоление внешних препятствий. И потому у такого ребенка нет психического напряжения, он не вступает в конфликты с учителями и родителями, с удовольствием слушает объяснения педагогов, с интересом изучает в учебнике новый для себя материал, читает, занят делом.

Но формирование интереса к познанию важно не только для того, чтобы ребенок хорошо учился и не доставлял нам неприятностей. Интерес его к познанию – это по сути частица личности. Личность характеризуется в первую очередь тем, какую общественно полезную деятельность она выполняет. И потому если у ребенка рано появится увлеченность, а значит, и занятость делом, он не «скатится» в болото бесцельного времяпрепровождения, выпивок, хулиганских выходок.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru