Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Сущность интеллектуальных чувств

Интерес ребенка к какому-либо учебному предмету, к определенному делу или к литературе и искусству рождает в нем интеллектуальные и эстетические переживания. Мы уже говорили о важной роли интеллектуальных чувств в формировании познавательных потребностей ребенка, в развитии у него духовной сферы. Но если на ранних этапах эти чувства только-только зарождались, то в подростковом возрасте они при соответствующем внимании к ним будут укрепляться, становиться мотивом познавательной деятельности, развивать самостоятельность мышления, творчество.

В чем же сущность интеллектуальных чувств и почему они так нужны человеку? Эмоции стимулируют нашу деятельность, усиливают энергию, делают наше отношение к окружающей жизни не безразличным. Не было бы эмоций, не было бы поиска, удивления, желания узнать новое, познакомиться с неизведанным, то есть человек не развивался бы интеллектуально. Вызываются интеллектуальные чувства познавательным мотивом. И потому они сопровождают мыслительную деятельность на всех этапах ее развития. Ведь сам процесс мышления возникает при необходимости ответить на вопрос, решить проблему, справиться с возникшей трудностью, уяснить для себя непонятное.

Источником интеллектуальных чувств является познавательная и учебная деятельность, самостоятельная работа над книгой, творческая производственная деятельность, исследовательская мысль. Работая над книгой, мы испытываем радость познания; изучая те или иные положения, изложенные в интересующих нас работах, но зная факты, которые им противоречат, мы сомневаемся в правильности этих положений; проводя исследования и столкнувшись с теми или иными трудностями, мы упорно будем вновь и вновь повторять эксперименты. Любознательность, побуждающая глубоко изучать интересующее нас явление, уверенность в правильности решения задачи и радость, которую мы при этом испытываем, любовь к знаниям, неудачи, стимулирующие новые поиски решения, – далеко не полный перечень тех сложных и очень необходимых нам в нашей жизни чувств, которые мы называем интеллектуальными.

Убежденность, уверенность в правильности решения всегда сопряжены с чувством удовлетворения, а чувство сомнения заставляет снова и снова проверять, решать, искать истину. «Я мыслю, – значит, я существую». Этот афоризм Декарта очень точно отражает значение интеллектуальных чувств в нашей жизни и деятельности. Мы показали значение интеллектуальных чувств в воспитании ребенка. А какое же значение имеют эстетические чувства?

Эстетические чувства возникают у человека при восприятии прекрасного. Мы любуемся красотой природы, наслаждаемся произведениями искусства, нас захватывает прекрасная музыка, мы восхищаемся красотой человека – все это эстетические переживания. Корни их уходят в далекое прошлое. Первобытному человеку всегда хотелось слушать мелодичные звуки, услаждающие слух; на скалах, на стенах пещер он отображал то, что поражало его красотой и совершенством; делал из глины не просто сосуд для питья, но предмет, который бы вызывал у других чувство радости и наслаждения красотой. И это присущее только человеку стремление к красоте сопровождает всю нашу жизнь: мы украшаем свое жилище так, чтобы окружающие предметы радовали нас, мы надеваем на себя одежду не только в целях защиты от холода, но и стремимся, чтобы она имела приятное цветовое решение, была привлекательной, хотим есть из красивой посуды, на белоснежной скатерти. Мы хотим видеть красивые дома, чистые улицы. В отличие от других чувств, эстетическое чувство переживается человеком, спокойно, оно воздействует умиротворяюще.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru