Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Воспитание эстетического чувства

Прекрасное окружает нас всюду: природа, искусство, литература, живопись, музыка. Мы любуемся цветущим весенним садом, ковром ромашек на лугу; можем бесконечно смотреть на море; хоть и не однажды видел и ярко-красный закат солнца, но вновь и вновь останавливаемся, любуемся, стремимся запомнить; каждый год восхищаемся разноцветными красками золотой осени.

Искусство, отражающее нашу жизнь во всей ее красоте и многообразии, вызывает у нас эстетические переживания, которые имеют свои особенности. Ведь мы понимаем, что в произведении искусства мы воспринимаем не саму реальную жизнь, а ее отражение. Но высокохудожественное произведение вызывает у нас целую гамму переживаний – восторг, удивление, преклонение, печаль, негодование, грусть. Сложностью эстетического чувства объясняется его более позднее, по сравнению с другими чувствами, появление у детей. Но уже у маленького ребенка можно заметить тяготение к яркому, красочному, к приятным цветовым оттенкам и нежной музыке. Музыкальные звуки, если они не очень громкие, вызывают у маленького ребенка чувство удовольствия: ребенок хлопает в ладоши в такт, притопывает ножками, радостно улыбается. По мере того как развивается цветочувствительность, ребенок начинает наслаждаться и менее яркими, но создающими цветовую гармонию красками, его внимание начинают привлекать взаимоотношения цветовых оттенков: «этот цветок красивый, а этот мне не нравится, вот здесь красиво нарисовано, а здесь что-то непонятное, серое и некрасивое». А чем старше становится ребенок, тем сложнее его эстетические суждения, тем сильнее его желание познать сущность красоты: почему тот или иной красивый предмет, поступок человека, произведение искусства вызывают восхищение у многих?

Воспитание эстетического чувства у ребенка – это не просто развитие остроты зрения, слуха, это формирование способности воспринимать гармонию, красоту окружающей действительности: в заходе солнца видеть не только то, что он предвещает на завтра хорошую погоду или дождь, но и красоту цветовой гаммы, фейерверк великолепного цветового сочетания и т. д. Каждая вещь для ребенка должна иметь не только практическую ценность, но и ценность эстетическую. Тогда мы будем уверены в том, что ребенок не испортит этой красоты от нечего делать: не вырежет своего имени на коре дерева, не станет рвать цветы с корнями. Эстетическое, а не только потребительское отношение ребенка к природе, к окружающей действительности делает его душу нежной, открытой добру и красоте.

Важнейшими средствами развития в ребенке эстетических чувств являются литература и искусство. Произведения живописи, поэзия, музыка, литература восхищают ребенка, вызывают чувство радости. В литературе и искусстве соединяются духовное и эстетическое, нравственное и красивое. В. А. Сухомлин-ский говорил, что доброе неразрывно связано с красотой.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru