Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Чувство любви. Радоваться ему или бояться его?

Итак, закончились наши горести, прошел трудный возраст, сын повзрослел. Нет раздражительности, нервозности, упрямства, необузданной грубости. Юноша стал уравновешеннее, спокойнее, начал прислушиваться к нашим наставлениям, к нему возвратилась его доброта к нам, внимательность. Сын понимает нас и наши заботы, наши горести стали и его горестями, а наши беспокойства и его беспокойствами. Еще с некоторой мальчишеской грубостью, но довольно настойчиво он отнимает у матери тяжелую сумку: «Куда ты схватила? Дай я понесу» или говорит отцу: «Ты и не вздумай сам тащить картошку, подожди меня, пока я вернусь из школы».

Девочки трудный возраст «проходят» легче, однако и здесь ему сопутствует упрямство, негативизм, желание настоять на своем, иметь свое мнение, особенно что касается одежды, моды, кино, художественной литературы, музыкальных жанров и т. д.

Нам стало с нашими детьми легче, спокойнее: почти не вызывают в школу по поводу поведения на уроках, исчезли записи в дневниках о том, что шалил на уроке, дергал девочку за бантики или что мешала учительнице, бегала по коридору. Да и с учёбой наладилось: сын (или дочка) стали серьезнее относиться к урокам. Казалось бы, можно и вздохнуть с облегчением: «Ну вот, наконец, настала спокойная жизнь!» Но «покой нам только снится». Не всегда юношеский период проходит благополучно и для нас, родителей, и для наших сыновей и дочерей. Тут иногда и наступает то самое трудное, по сравнению с которым все наши предыдущие переживания были пустяками. Речь пойдет о тех новых психологических образованиях, которые начинают формироваться в юношеском возрасте. Возраст этот сложный, ответственный: человек стоит на пороге самостоятельной жизни, выбирает свое жизненное призвание, оценивает свои возможности, а в соответствии с ними и свои, интересы и склонности. Наряду с этим формируется и эмоциональная сфера, в первую очередь чувство любви. Нередки случаи, когда первое чувство привязанности, а потом и чувство любви к однокласснице может сохраниться навсегда как самое лучшее, чистое и дорогое в жизни. Конечно, далеко не у каждого юноши и не у каждой девушки может в этом возрасте возникнуть чувство любви, многих и не задевает никакое любовное волнение. Однако мы должны предвидеть возможность появления такого чувства и подготовить к нему нашего ребенка. Вот почему следует разобраться в сущности юношеского возраста и в тех предпосылках, которые могут стать стимулом появления сложного и такого важного в жизни каждого человека чувства любви.

В целом юношеский возраст считают возрастом становления личности во всех сферах ее проявления и в первую очередь в сфере самосознания и эмоциональной жизни. Рассмотрим, что это значит. Самосознание – это сложная, психологическая структура, включающая осознание как своего «я» и его возможностей, так и своих психологических качеств – волевых, нравственных, характерологических. Мы рассказывали в предыдущих разделах, что структура самосознания формируется очень рано: уже маленький ребенок выделяет себя из окружающего мира, затем он осознает себя как «я», отличное от других «я», а подросток уже довольно четко может определить свои некоторые психические качества, довольно трезво оценить самого себя.

В юношеском же возрасте некоторые аспекты самосознания приобретают особенное значение – от оценки своей внешности до оценки нравственных качеств. Юноша или девушка пытается взглянуть на себя как бы со стороны, часто «примеряет» себя к тем людям, которые ему представляются образцом, идеалом, пытается установить для себя, насколько его внутренние и внешние качества соответствуют тому, к чему он стремится. Идеалом для него может быть не только конкретный человек, но и герой книги, кинофильма, известный актер спортсмен, эстрадный певец или певица. Да. мало ли в кого может «влюбиться» юноша или девушка и всеми силами своей души стремиться ему во всем подражать – от походки, жестов, манеры держаться до желания стать таким же известным и знаменитым!

Но в первую очередь юношу волнует внешность. Если в более раннем возрасте ему было почти безразлично, какого цвета у него волосы, насколько сильны бицепсы, достаточно ли хорош рост и широки ли плечи, то теперь это забота номер один. Юноша начинает внимательно следить за своей внешностью, подолгу рассматривает себя в зеркале, примеряя себя к тому образцу красоты, который он себе избрал. Ему хочется стать сильным физически, иметь атлетически сложенную фигуру, быть уверенным в своей красоте и неотразимости. И потому юноша страдает, если у него некрасивый, по его мнению, нос или оттопыренные уши, астеническое телосложение или ему из-за близорукости приходится носить очки. Ибо его идеал – физически могучий мужчина, мужественный, уверенный в себе и своем умении произвести на противоположный пол выгодное впечатление.

Еще более остро переживают недостатки своей внешности девушки. Многие из них чрезвычайно строги по отношению к себе: «Кому может понравиться мой курносый нос? А эти неровные зубы, эти короткие ноги! Ну, кто может обратить на меня внимание?» Такие чувства нередко становятся причиной застенчивости и неуверенности в себе. Такая девушка скована, замкнута, с трудом вступает в общение с окружающими, в присутствии парней совсем теряется. Ей кажется, что она «гадкий утенок» на фоне других, уверенных в своей красоте и неотразимости девушек. Конечно, есть и противоположное «экземпляры», когда слишком высока уверенность а себе и слишком развито стремление нравиться и «производить впечатление», когда слишком открыто демонстрируется желание быть предметом внимания. Естественно, что и та и другая крайности нежелательны. Но в целом большинству девушек и юношей на этом возрастном периоде их жизни свойственны чувство беспокойства по поводу своей внешности, повышенная критичность, преувеличение своих недостатков, Отсюда желание их скрасить, сгладить, как-то прикрыть, чтобы они не бросались в глаза. Поэтому проявляется такой большой интерес к одежде. И не следует удивляться тому, что наша в общем-то раньше нетребовательная дочь вдруг стала желать особых нарядов. Просьбами, мольбами (а иногда и требованиями) засыпает нас дочь. Ей кажется, что только одежда может сделать ее привлекательной, дать уверенность, поставить вровень с другими – теми, на кого обращают внимание, кто вызывает восхищение. Девушке хочется быть похожей на тех, кто нравится мужчинам, а так как для нее чаще всего образцом и идеалом являются героини кинофильмов, то она стремится во всем им подражать. Беда в том, что в некоторых малохудожественных фильмах часто героиня – та, которую любят, довольно легко отвечает на чувства, модно одета, при этом непременно курит, и юной зрительнице кажется, что достаточно взять сигарету, раскрыть объятия, ответить на поцелуй, чтобы стать любимой и обожаемой.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru