Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Нравственные чувства

Несомненно, что чувствами любви, дружбы и привязанности не исчерпывается эмоциональная сфера в сложном, противоречивом и ответственном юношеском возрасте. Юность – пора становления личности, ее гражданского и нравственного возмужания, пора профессиональной ориентации, определения интересов и стремлений, пора формирования тех устойчивых качеств, волевых, нравственных, личностных, которые в дальнейшем и будут основными мотивами поведения человека. Все то в поведении юноши и девушки, что воспринимается нами и окружающими как положительное или, напротив, вызывает у нас беспокойство, было подготовлено всеми предыдущими годами нашего общения с сыном или дочерью. Но в этом возрасте все обостряется, все выступает четко и резко. Все наши ошибки, промахи и все то, что шло от самого ребенка и с чем мы не смогли справиться, выйдет наружу, даст о себе знать в его бездеятельности, в стремлении и дальше жить за счет других, прежде всего родителей, в непонимании своей ответственности перед жизнью при одновременном желании жить лишь в удовольствиях, в первую очередь, материальных. И, напротив, наш труд, наше самое искреннее и заинтересованное участие в делах и заботах ребенка на всем протяжении детства, наше проникновение в мир его интересов, целей и стремлений выльются в дружбу с этим почти взрослым человеком. Вряд ли мы при этих условиях столкнемся с каким-то сопротивлением, непониманием и конфликтами.

В юношеском возрасте завершается формирование нравственного сознания личности, которое включает в себя нравственные убеждения, нравственные чувства и соответствующие формы поведения. Нравственное сознание, как утверждают специалисты в области этики, – это особое мышление, которое оперирует не отдельными категориями, а целыми смысловыми образованиями, органически соединяющими в себе рациональное и эмоциональное. Нравственное сознание как высшая форма нравственного развития личности не возникает на пустом месте – элементы его формируются на протяжении всех возрастных этапов развития ребенка. В этой книге мы, характеризуя тот или иной возраст, уже затрагивали вопросы нравственного становления личности. Учителя и родители стремятся к тому, чтобы воспитать преданного Родине, честного и ответственного гражданина нашего общества, отзывчивого и культурного человека, коллективиста, духовно богатую личность. В основе этих качеств лежит нравственность. И поэтому вопросы нравственного развития ребенка должны быть определяющими в становлении его как личности. Нравственные представления человека регулируют поведение – сдерживают желания совершать поступки, противоречащие нормам морали, или, напротив, побуждают к тем, которые оцениваются обществом положительно.

Юноша, у которого в семье прочно закрепились формы нравственного поведения, понимает, что жизнь в обществе регулируется определенными нормами, что нельзя жить, не согласовывая своих желаний с желаниями других людей, что невозможно жить лишь своими личными желаниями и потребностями, что в каких-то ситуациях необходимо себя сдержать, в каких-то поступиться чем-то своим ради коллективных интересов, что совесть, долг, честь, достоинство, товарищество – это понятия, характеризующие, нравственные взаимоотношения между людьми, что мораль в целом выполняет функцию регулирования поведения человека. В этом нравственным чувствам принадлежит первостепенное значение. Само по себе знание норм поведения еще далеко не обеспечивает истинно нравственного поведения. Мы можем отлично знать, что к человеку надо относиться с уважением, быть к нему доброжелательным. И в то же время разум нам может «подсказать»: «Этот человек не представляет для меня особого интереса, можно и не очень с ним церемониться: «Я сам устал, еду с работы, а старушка, вероятно, целый день просидела на скамейке в скверике – надо постараться ее не заметить». Так наш ум хитрит, изощряется, убеждает нас, оправдывает, если наше поведение не проникается нравственными чувствами – долгом, совестью, достоинством, сочувствием к другому. Нравственные эмоции в системе нравственного сознания как бы «запускают» нравственный поступок, они становятся тем нравственным мотивом, который и определяет сущность нравственного поведения. Совесть, собственное чувство достоинства, сочувствие к другому стоят на страже поступков, регулируют поведение человека в обществе.

В чем же сущность нравственных чувств я почему так важно, чтобы в процессе воспитания они стали мотивационной основой поведения ребенка?

В нравственных чувствах выражается отношение человека к окружающим людям, к коллективу, к своим общественным обязанностям, к себе как личности. Исходя из, присущих ему принципов морали, человек оценивает как свое собственное поведение, так и поступки, а также нравственные качества других людей, переживает те или иные эмоции в зависимости от того, насколько эти поступки или качества соответствуют нормам морали. Положительные оценки окружающими поступков человека вызывают у него чувство удовлетворения, отрицательные – переживаются как стыд, муки совести.

Нравственные чувства условно можно разделить на три вида. Это, во-первых, чувства, отражающие наше отношение к социальным условиям, в которых мы живем – чувство любви к Родине, чувство интернационализма, чувство гуманизма. Во-вторых, это чувства, проявляющиеся в нашем отношении к окружающим людям, к коллективу, – чувства товарищества, долга, взаимопонимания, ответственности, симпатии, дружбы, привязанности, сострадания, сопереживания. Третий вид – это чувства, выражающие наше отношение к самому себе, к своим поступкам: совесть, стыд, честь, достоинство. Источником нравственных чувств является общественная жизнь людей, их взаимоотношения, общая борьба за достижение поставленных целей. Конкретное содержание нравственных чувств определяется теми оценками, нравственными принципами, которые присущи реальным общественным отношениям в данной общественно-исторической формации. То, что в одних условиях считается нормой, переживается как состояние удовлетворения, в других может вызвать у человека резко отрицательные оценки. Современная мораль утверждает, что нельзя оставлять человека в беде, а в условиях капиталистических отношений в человеке прежде всего формируется чувство эгоизма, заботы лишь о себе и своем благополучии. Мы почти ежедневно читаем в газетах, бываем свидетелями, слышим рассказы об иногда просто потрясающих" фактах товарищеской взаимопомощи русских людей, их готовности прийти на выручку попавшим в беду.



Приближается лето и пора ехать на море. Чтобы не толктись по вокзалам, лучше поехать на море на автомобиле. Замечательными автомобилями семейного класса являются машины марки KIA. Радует так же то, что купить запчасти для кия не составит особых проблем. Они продаются по вполне умеренным ценам. Поэтому автомобиль марки KIA будет служить долго. С автомобилем KIA и супруга будет довольна поездкой и дети. Тем более сложно ехать на море с детьми, если нет собственного автомобиля. KIA решит все эти проблемы.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru