Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Патриотизм и любовь к родине

Одним из ведущих нравственных чувств русского человека является чувство патриотизма. Любовь к Родине – сложный комплекс чувств, включающий в себя гордость за свою страну и свой народ, за культурные и социальные достижения нашей страны, уважение к ее историческому прошлому, готовность к самопожертвованию во имя Родины. Все эти аспекты сложного чувства патриотизма закладываются с детства. Мы поем нашему малышу песни своего народа, рассказываем о героическом военном прошлом нашей Родины, читаем книги о пионерах-героях Великой Отечественной войны, мы храним как самое святое фотографии и письма нашего отца и дедушки с фронта. Потом, когда наши дети становятся постарше, мы все вместе путешествуем, любуемся родной природой, знакомимся с русскими людьми. Чувство любви к Родине закрепляется в школе, где ребенок от учителей, из прочитанных, книг узнает о прошлом и настоящем нашей страны, о ее культуре, о людях, которыми мы гордимся, о народах, живущих в нашей многонациональной стране, об их дружбе. И вместе с тем у ребенка постоянно растет привязанность к своей школе, к своему городу. Он начинает уважать людей, с которыми общается, выбирает для себя жизненный идеал, мечтает стать похожим на героев своей страны. Наша гордость за свой народ, его достижения, разговоры о наших производственных делах, наша ненависть к врагам Отчизны – все это передается ребенку с тем, чтобы потом вылиться в глубокое чувство патриотизма. Устойчивое чувство любви к Родине становится принципиальным и обобщенным действенным отношением личности к жизни, определяющим ее поведение и поступки.

Чувство долга, чувство обязанности перед Родиной, перед коллективом, перед людьми – также важнейшее нравственное чувство. Долг – это свободное принятие человеком общественных и личных обязанностей, следование социально необходимым требованиям. О поведении во имя долга можно говорить лишь в том случае, когда, внешние требования совпадают с внутренними желаниями человека, его заинтересованностью в том, чтобы выполнить свои обязанности. Основу чувства долга составляет понимание необходимости действовать в интересах того коллектива, в котором человек живет и работает. И конечно, это сознание необходимости выполнения тех или иных обязанностей формируется у ребенка, если сами родители живут такими обязанностями, если им самим глубоко свойственно чувство долга. Простейшая, казалось бы, ситуация: учительница сказала детям, чтобы они принесли семена цветов, рассаду, горшочки с цветами, потому что в школе будет субботник. Всем классам надо будет посадить цветы на клумбе, молодые деревца вокруг школы, а горшочками с цветами украсить подоконники. Естественно, что сам ребенок не сможет приобрести ни рассаду, ни горшочек с цветами. Надо побеспокоиться родителям. И тот, кто понимает, как важно в ребенке развить его чувство долга, чувство обязанности, побеспокоится о том, чтобы купить рассаду, выделит горшок с цветами. И ребенок все принесет вовремя, он не будет волноваться, чувствуя на себе укоризненные взгляды товарищей, и одновременно в нем будут заложены элементы дисциплины. Ребенку к тому же будет радостно видеть, как растет именно то деревце, которое он сам посадил, как цветут цветы, которые он принес. Ему захочется полить это деревце, он будет беспокоиться, не засохли ли цветы, посаженные его руками. Чувство долга приобретет свое реальное воплощение в поступке, в деятельности, а это и есть самое главное, что составляет сущность нравственности. Не слово, не просто знание норм поведения, а реальный нравственный поступок, действие. И поэтому с полным правом можно сказать, что содержательность чувств определяется их идейной направленностью.

Мы можем говорить о нравственных чувствах человека, если они связаны с общественно необходимой деятельностью и отвечают высоким нравственным устремлениям личности. «Жить большой идейной жизнью, – говорил М. И. Калинин, – это значит жить общественными интересами самого трудового и наиболее прогрессивного класса своего времени, а в настоящее время – интересами нашего народа, Родины. Если вы будете жить такими интересами, если все ваши мысли будут устремлены к тому, чтобы еще больше возвеличить свой народ, если вы будете отдавать все свои силы борьбе за полную победу пацифизма и эта великая идея будет доминировать в вашем сознании, то я не сомневаюсь, что вы действительно проживете большую жизнь».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru