Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Дошкольный возраст

В период от трех до семи лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются мировоззрение, представление об окружающем, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка, отличающаяся от самооценки детей раннего возраста. Дети пытаются оценивать свое поведение, исходя из своих действий и оценки взрослых.

Постепенно с развитием психики изменяется мотив игры, формируются новые мотивы, изменяются их психологические формы. Основной мотив игры – исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый, чаще мать, отец, воспитатели.

Психологи и педагоги указывают на большое значение игры в развитии психической деятельности ребенка. В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе русский психолог Д. Б. Эльконин расценивает игру как особый тип деятельности ребенка, воплощающей в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение – особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.

В структуре игровой деятельности психологи выделяют два компонента: сюжет и содержание.

Сюжет игры – это действительность, которая воспроизводится детьми во время игры. Содержание – это воспроизведение ребенком центрального момента его деятельности и отношений между взрослыми. Игра – это первая ступень трудового воспитания. Родители должны изучать характер самостоятельной игры малыша, активно включаться в индивидуальную игру или создавать коллективную. Большое значение следует придавать подбору игрушек и игр, заботясь о том, чтобы планомерно расширять познания, навыки и речь малыша.

У аномально развивающегося ребенка происходит перестройка в сложной системе взаимоотношений между окружающими его взрослыми и сверстниками, что всегда отражается на форме игровой деятельности. Родители, заметив появившиеся отклонения в игровой деятельности, должны обратиться к врачу. Своевременное выявление нарушения игровой деятельности способствует ранней диагностике и лечению психического расстройства, созданию оптимальных условий для воспитания и обучения больного ребенка.

От 3 до 5 лет происходит наиболее продуктивное развитие речи. Ребенок располагает значительным словарным запасом (2000–3000 слов), Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит развитие смысловой стороны речи. Постепенно исчезают инверсии, явления физиологического косноязычия, которое проявляется главным образом в неправильном произношении некоторых звуков. К 5–6 годам большинство детей овладевает звукопроизношением, но у некоторых отмечаются более или менее стойкие искажения звуков.

Знание закономерностей нормального развития речи дает родителям возможность своевременно заметить нарушения и обратиться к врачу.

В дошкольном возрасте наиболее часто наблюдаются формы нарушения речи, известные под названием «задержка речевого развития» или «недоразвитие речи», причиной которых могут быть не только остаточные явления перенесенного заболевания головного мозга, но и неправильное речевое воспитание в семье. При этих нарушениях искажено произношение групп звуков или отдельных звуков. Первые признаки задержки речевого развития можно заметить уже на втором году жизни, но особенно четко они проявляются от 3 до 7 лет.

Ребенка дошкольного возраста интересует все, он очень любознателен и задает много вопросов, требуя немедленного ответа. Попытки отмахнуться от вопросов ребенка, ссылки на занятость, неправильные объяснения, заведомо ложные версии могут привести к печальным результатам.

В этом возрасте ребенок продолжает быть неутомимым исследователем. Родители не должны постоянно одергивать его, все запрещать. Ребенок может стать робким, пугливым или начнет хитрить, будет брать вещи втихомолку в отсутствие родителей. Но плохо, когда ребенку все дозволено и он знает, что стоит ему заплакать, как получит желаемую вещь.

В этом возрасте детей необходимо не только снабжать нужными вещами, но и располагать предметы так, чтобы пользоваться ими было удобно. Особенно нужны игрушки, которые расширяют познание. Подбирать игрушки и игры следует с учетом возраста и индивидуальных интересов ребенка.

Дети очень любят слушать сказки, рассказы. Рассказ занимает малыша больше, чем чтение вслух. Во время рассказа устанавливаются понимание и близость между рассказчиком и ребенком. Не все взрослые умеют интересно, просто, доступно рассказывать. Однако это умение при желании можно развить.

Постепенно изменяется характер взаимоотношений ребенка со взрослыми. Продолжается формирование многих социальных норм и трудовых навыков, ребенок проходит огромный путь познания и к концу дошкольного периода способен приступить к занятиям в школе.

Задача родителей – постоянно заботиться о выработке у ребенка нравственных норм поведения, привычек, умения сосредоточенно трудиться, выполнять соответствующие возрасту обязанности. Нужно настойчиво и терпеливо добиваться добросовестного выполнения ребенком порученного ему задания: убрать разбросанные игрушки, сложить аккуратно вещи перед сном, подклеить разорванную книгу, постирать носочки и т. д. Если ребенок с малых лет привыкнет за собой убирать, то эта привычка закрепится, выработается навык. Главное, чтобы родители сумели надлежащим образом оценить труд ребенка. Плохо постиранное белье, неумело сложенные вещи или неаккуратно подклеенные страницы книги – это первые попытки малыша чему-то научиться. Родители должны систематически проверять, как выполнено задание. Если результат не отвечает вашим требованиям, вначале следует все же похвалить, а потом доброжелательно указать на недостатки. К старшим детям нужно предъявлять более высокие требования, но всегда следует учитывать, выполнимо ли это требование в данном возрасте.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru