Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Неврозы и неврозоподобные состояния у детей раннего и дошкольного возраста

У детей в возрасте от двух до семи лет чаще всего возникают неврозы и неврозоподобные состояния.

Основными проявлениями заболевания являются отказ от еды (анорексия) и нервные рвоты, заикание, ночное недержание мочи, насильственные движения (тики), страхи и т. д.

Важный этап в развитии учения о неврозах – исследования И. П. Павлова, доказавшего, что в основе возникновения неврозов лежит «сшибка», «нервный срыв», который приводит к нарушению взаимодействия нервных процессов: возбуждения и торможения. И. П. Павлов установил, что сила и подвижность нервных процессов в значительной мере обусловлены определенными типами высшей нервной деятельности человека.

Развитие неврозов чаще всего происходит вследствие психотравмы, неблагоприятных условий среды и воспитания (длительная конфликтная обстановка в семье или неожиданный испуг). Какие же конфликтные ситуации могут привести к неврозу? Пьянство отца или матери, ссоры и несогласия между родителями, разрушение семьи, второй брак одного из родителей, неправильное воспитание и т. д. Дети все это болезненно переживают, находятся в состоянии беспокойства, тревоги, у них изменяется поведение: они становятся плаксивыми, пугливыми, жалуются на головную боль, усталость.

Изучение неврозов у детей показало, что нередко это расстройство возникает на фоне ранее перенесенных заболеваний нервной системы, травм головного мозга, токсических факторов. Немалую роль играют наследственные и врожденные факторы, алкоголизм родителей и т. д.

Невротические проявления всегда сопровождаются расстройствами вегетативной нервной системы и внутренних органов: учащением или замедлением пульса, потливостью или сухостью кожных покровов, тошнотой и даже рвотой, запорами или поносами и другими многочисленными болезненными проявлениями. Выраженность этих расстройств зависит от множества причин и часто не коррелирует со степенью психического нарушения и его видом.

В настоящее время в клинической психоневрологии принято отличать неврозы от неврозоподобных состояний. В происхождении неврозоподобных состояний отсутствует психотравмирующий фактор и имеется определенная связь с заболеваниями внутренних органов или ранней органической недостаточностью головного мозга. Способствуют возникновению неврозоподобных состояний у детей невропатия (врожденная детская нервность), аллергические заболевания и др.

Продолжительность неврозов и неврозоподобных состояний различна. Наблюдаются как непродолжительные формы от одного до нескольких месяцев, так и затяжные формы, иногда по нескольку лет. В каждом случае длительность заболевания зависит от различных факторов: повторных психотравм, неправильного воспитания ребенка в семье, ранее перенесенных или сопутствующих острых и хронических заболеваний, ранней органической недостаточности головного мозга, особенностей личности и др. Своевременные диагностика и лечение помогут скорейшему выздоровлению ребенка.

Важную роль играет лечебно-воспитательная работа с детьми, страдающими неврозом или неврозоподобным состоянием. Родители должны активно помогать врачу в полном восстановлении здоровья ребенка. Нужно создать в семье, детском дошкольном учреждении спокойную обстановку с доброжелательным отношением к ребенку.

Анорексия – форма невроза у детей дошкольного возраста, проявляющаяся в отказе от еды, что вызывает большое беспокойство у родителей. К плохому аппетиту иногда присоединяются и нервные рвоты после еды.

Конечно, не каждое отсутствие аппетита у ребенка расценивается как проявление невроза. Так, при любом заболевании и повышении температуры тела, после перенесенных инфекций (кори, скарлатины, коклюша, гриппа и т. д.) у ребенка временно снижается аппетит. При хронических желудочно-кишечных заболеваниях, туберкулезной интоксикации, ревматизме отсутствие аппетита может приобретать более стойкий характер. В любом случае при плохом аппетите у ребенка родители должны обратиться к врачу.

Под нервной анорексией понимают те случаи отсутствия аппетита, при которых ребенок соматически здоров. Такое расстройство может развиться у ребенка под влиянием различных обстоятельств. У некоторых детей потеря аппетита нередко возникает после возникшего болезненного ощущения в горле или во рту при приеме очень горячей, очень твердой пищи, при заболевании слизистой полости рта, горла. В этих случаях у детей легко образуется отрицательный рефлекс на прием пищи, который при насильственном кормлении надолго закрепляется. Часто расстройство аппетита появляется при несоблюдении режима питания: в промежутках между приемом пищи дают ребенку сладости. Ребенок, «перебив» себе аппетит, в положенное время не хочет есть, а через некоторое время после завтрака или обеда просит есть или сам берет сладкое, кусочки хлеба. За o6eдом, завтраком или ужином, когда ребенок в результате нарушенного режима не ест, родители, боясь за его здоровье, начинают кормить насильно. Иногда родители при большой занятости и недостаточном терпении подавляют самостоятельность ребенка. Матери проще самой накормить ребенка, чем ждать пока он медленно, но сам поест. Подобная спешка также может вызвать отказ от пищи.

У некоторых малышей отказ от еды совпадает с поступлением в детский сад. В новой обстановке ребенок перестает есть, но при правильном подходе воспитателя он привыкает к новому режиму. Лучше пропустить одно-два кормления, чем «запихивать» пищу насильно. Как правило, при голоде у ребенка появляется аппетит, и он начинает есть самостоятельно, без капризов.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru